Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Азулежу — арабские традиции португальской майолики

Слово "азулежу" произошло от арабского الزليج‎‎ (зулляйдж - «глазурованная плитка»). Керамические плитки и мозаики являлись неотъемлемой частью средневекового мавританского зодчества, поэтому арабы, при колонизации Пиренейского полуострова, принесли их с собой в Испанию — где они стали называться «асулехос», и Португалию — где они произносились «азулежу». 

Надо заметить, что тот период, когда на Пиренейском полуострове царствовали арабы, на азулежу изображались только геометрические рисунки и различные орнаменты, абстрактные символы и узоры – то есть ничего одушевленного, поскольку изображение живых существ запрещено в исламе. И хотя антропоморфные изображения встречаются в исламских храмах – в основном, это исключения, подтверждающие правило. Однако, реконкиста изменила изобразительные принципы и более поздние азулежу являются одним из уникальных примеров исламо-христианского симбиоза в искусстве Пиреней. 




 

Арабские классические азулежу

 

Самые ранние азулежу имели сочетания четырех цветов – синего, зеленого, желтого и белого. Но преобладающим цветом в азулежу все равно был синий, поскольку по арабской мифологии именно синий цвет защищает от злых духов.

 

После реконкисты и изгнания арабов с полуострова, изобразительная традиция азулежу изменилась только в сюжетном смысле – португальцы и испанцы стали изображать людей и животных, а керамические панно перестали быть чисто орнаментальными и превратились в большие картины с бытовыми или религиозными сюжетами. Но цветовая гамма осталась прежней – синее на белом.

 

Городские ворота Обидуша

 

Можно предположить, что само название "азулежу" стало тому причиной, ибо имеет в своем корне слово "азул", что в испанском и португальском языках значит «синий».

Поэтому совершенно неудивительно, что классические португальские и испанские азулежу – это монохромное сочетание белой глазури и синего кобальта. 

 

Дворец  маркизов де Фронтейра в Лиссабоне

 

Старинные изразцы азулежу в замке таплиеров в Томаре Конвенту-де-Кришту

 

Азулежу является частым украшением фасадов домов, находясь на которых, он как будто бы охраняет владельцев от сглаза. Но кроме языческого верования в азулежу, как защитника от бед, безусловно стоит обратить внимание на его практическую пользу, ибо керамические облицовки защищают не столько от злых духов, сколько от жары летом и сырости зимой. 

 

Самые старые образцы азулежу – в замке тамплиеров в Томаре Конвенту-де-Кришту, который был построен в середине 12-го века.
Азулежу на Пиренеях повсюду - на домах и храмах, на вокзалах и дворцах, простые орнаменты и сложные живописные панно.

Порой вызывает изумление утилитарность размещения и даже некоторая обыденность этих прекрасных образцов старинного искусства.

 

Церковь Святого Иакова
(Igreja de Santiago)

 

Но в этом проявляется противоречивость пиренейского характера, где в горячем сплаве соединились несовместимые на первый взгляд вещи – строгость инквизиции и темперамент жаркого юга.

 

Дом в Томаре

 

Мы с удовольствием работаем в стиле Азулежу. Взгляните на наши орнаментальные изразцы в этом стиле.
Сюжетные азулежу можно посмотреть здесь.

Печка в стиле азулежу представлена на этой странице.






К началу страницы