Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Императорский фарфоровый завод — диалог эпох

Выставка, посвященная 270-летию Императорского Фарфорового Завода, проходившая в  Большом Царицынском дворце, носила название, которое мы вынесли в заголовок. На наш взгляд, это название, как нельзя лучше отражает историю завода, который не только сохранился в эпоху перемен, преследующих нашу страну последние 100 лет, но и развился, превратившись в выдающееся предприятие, имеющее собственную школу и выпускающее настоящие произведения фарфорового искусства. 














Клейма завода при различных императорах 



Предприятие было основано императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году, как Невская порцелиновая мануфактура. Тогда же на предприятие был переведен Дмитрий Иванович Виноградов в качестве ученика к «порцелиновому мастеру» Христофору Гункеру.

 

Тарелка из Кабинетного сервиза, 1793 год, Государственный Эрмитаж

 

Гункер был человеком, невыдающегося ума и особенно не разбирался в фарфоре и его производстве. Но своему «ученику» не мешал, поэтому Виноградов в сотрудничестве с Ломоносовым за очень малый срок, на основе гжельских глин разработал рецепт настоящей фарфоровой массы, позволяющей создавать звонкий и легкий фарфор, превосходящий по своим качествам имеющиеся европейские и восточные аналоги.

 

Ваза "Хоровод русалок", 1904 год, бисквит, полихромная роспись

 

Скульптурная группа "Перед грозой", 1903 год, модель 1860 года

 

К 1752 году Виноградов закончил фундаментальную работу, посвященную керамике — «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» —  крупнейший и обширнейший труд, единственное подробное описание технологии фарфора в Европе.

 

При жизни Виноградов так и не был оценен современниками, хотя благодаря его работе, Россия встала в один ряд с такими мощными производителями фарфора, как Великобритания и Германия. К сожалению, умаление заслуг всегда было свойственно российской действительности. 

 

Ваза "Ирисы", 1906 год 
Художник М. Я. Куллер

 

Тем временем мануфактура набирает обороты и качество ее изделий становится все лучше. Примерно в середины XVIII века на изделия мануфактуры начинают обращать внимание коллекционеры и ценители, а императорский двор становится крупнейшим заказчиком завода.

 

Ваза-кратер из пары, 1841 год. 
Художник В.Ф. Мещеряков

 

А в 1765 году мануфактура переименовывается в Императорский Фарфоровый завод и становится императорской не только по названию, но и по своей сути. Многие проекты и эскизы утверждаются непосредственно членами монаршей фамилии.

 

Русский фарфор стал входить в число дорогих подарков, приуроченных к памятным событиям жизни Зимнего дворца. Неотъемлемой частью проведения праздников стали особые представления созданных за год лучших произведений Императорского завода. Такая практика продолжалась вплоть до Октябрьской революции.

 

Надо отметить, что и технологические и художественные направления на заводе чутко отражали вкусы царствующих особ. Собрание музея Императорского завода дает возможность проследить смену исторических стилей и пристрастий венценосных заказчиков.

 

Так, в период правления Елизаветы Петровны, большой любительницы барокко, и даже давшей свое имя отдельному его направлению, на заводе создавали модную тогда барочную посуду, с обилием позолоты и характерными изобразительными мотивами. При Николае I в моду вошел ампир, поэтому дворцы стали активно украшать большими парадными фарфоровыми вазами с изображением гербов, что можно видеть на многочисленных гравюрах и акварелях того периода.

 

Супрематический чайник и получашка

"Экстренная связь", 2005 год,

форма К. С. Малевича

 

А Александр III, большой покровитель искусств, наоборот, не любил  барокко и ампир, а предпочитал матовые фоны и камерную подглазурную живопись в японском стиле.

 

Императорская семья всегда придавала большое значение развитию завода, поэтому для его музея приобретались лучшие зарубежные образцы фарфора, эскизы и специализированная литература. Кроме того, с 1889 года на заводе проводились творческие конкурсы проектов для фарфора и стекла, лучшие из которых воплощались в материале. 

 

Ваза "Ирисы. Белая ночь", 2010 год.

Художник Т. М. Чапургина

 

Начало XX века характеризуется сближением завода с петербургскими художественными кругами. Благодаря этому музей завода имеет выдающуюся коллекцию фарфоровой пластики, принимавшей участие в выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в Париже в 1906 году.

 

Композиция "Этюд к сонету Петрарки", 

1977 год. Художник И. С. Олевская

 

Как ни странно, с приходом к власти большевиков и с национализацией завода, его жизнь не только не прекратилась, как это произошло, например, с промыслами Гжели и заводами Кузнецова, а наоборот, получила второе дыхание и неожиданные перспективы развития.

 

"Повар" из серии скульптур к балету

"Щелкунчик", 2005 год. 

Художник М. М. Шемякин


 

"Музыкальная серия", 
блюдо "Голубой Пьеро", 2006 год.  Художник С. Н. Соколов



Основной состав администрации, технического персонала и художников завода был сохранен новыми хозяевами. В марте 1918 года завод был передан Наркомпросу и перед ним была поставлена задача производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».

 

Яркий и красочный фарфор стал частью агитационного искусства, поддерживающего идеи революции и триумфа рабочего класса. «Искусство должно принадлежать народу», — объявила советская власть и на фарфоре появились фольклорные мотивы и персонажи революционного Петрограда.

 

На волне революционного энтузиазма многие выдающиеся художники разрабатывали для завода эскизы. Так, в коллекции предприятия есть работы по эскизам Кандинского, Чехонина, Васнецова, Альтмана, Кузнецова, Малевича.

 

Сервиз чайный Тюльпан 
"Кобальтовая сетка"

 

Малевич разработал для завода форму чайного сервиза в своей супрематической манере. Продукция предприятия начинает занимать места на международных выставках и получает, в том числе, золотую медаль на выставке декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году. Это серьезная победа, показавшая всему миру, что искусство не умерло в Советской России.

 

Блюда "Мойка" и "Фонтанка", 2009 год. 
Т. В. Афанасьева.
Надглазурная роспись, позолота, цировка

 

С 1932 года завод возглавляет Н. М . Суетин, который более двадцати лет бережно воспитывает в молодежи чувство стиля, пропорции, ритма, композиции, ясности и чистоты формы — всего того, что позволило заводу не утерять свои позиции производителя фарфора мирового класса.

 

"Коты-сфинксы", 2009 год. 
Художник Г. А. Белаш

 

Культура производства, хранимая с императорского времени и прививка «эстетского ….формалистического  эклектизма»  (Д. Аркин, 1932 год) 1920-1930-х годов, отличали фарфор завода во все последующие десятилетия XX века, обеспечивая высокий художественный уровень даже массовой продукции.

 

90-е годы XX столетия ознаменованы революционными потрясениями в нашей стране и художники завода передают настроение эпохи экспрессивной пластикой усложненных форм и активностью цвета. В работах мастеров проявляется наследие «революционного» супрематизма — смелость композиционных приемов и неожиданность цветовых решений.

 

В произведениях последних лет заметно стремление художников следовать лучшему из опыта старинного предприятия. Современный фарфор изысканно красив, разнообразен и отвечает духу Санкт-Петербурга.

 

В целом, даже беглый осмотр экспозиции выставки оставляет ощущение безусловного единства традиций, создание нового в тесной связке с былым и сохранение высочайшего уровня мастерства, позволяющего Императорскому фарфоровому заводу по-прежнему быть в авангарде русской и мировой культуры.



Благодарим искусствоведов А. В. Иванову и О. А. Соснину за материалы из альбома «Императорский фарфоровый завод. Диалог Эпох», использованные нами при подготовке этой статьи.















К началу страницы