Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Керамические панно в архитектуре Европы











Наш небольшой материал призван не столько рассказать, сколько показать необыкновенно красивые керамические панно на фасадах европейских городов.

 
Все изображения кликабельны, поэтому вы можете рассмотреть ближе эти чудесные керамические панно.


Большая часть из них относится к периоду арт-нуво, когда архитектура европейских городов приобрела особенный шарм, обзаведясь живописными полотнами из керамики на своих фасадах.


Еще одна часть — к старинным образцам, как например, португальские азулежу XVII-XVIII веков, о которых мы писали в своей статье «Арабские традиции португальской майолики».


Некоторые пришли из империи Османов и несут в себе выраженные черты мусульманского орнаментализма.


Особенно много керамических панно на фасадах голландских и бельгийских городов, что, вероятно, обусловлено богатыми керамическими традициями Нидердандов, где работали всемирно известные мастера Делфта.


В основном это разнообразные цветочные орнаменты в стиле модерн с использованием изображения злаковых, любимого художниками той эпохи чертополоха и других полевых цветов.


Однако нередки и характерные для модерна изображения женских головок с разметавшимися волосами, собирающихся в причудливый орнамент.


Самое известное панно Германии «Княжеская процессия» созданное художником Вильгельмом Вальтером в 1907 году в Мейсенской фарфоровой мануфактуре привлекает в Дрезден туристов со всего мира, также как и молочная Пфунда, облицованная керамическими панно производства компании Villeroy & Boch.


В Великобритании керамические панно являются наследием движения «Искусства и Ремесла»,  хотя и представлены не так широко, как в континентальной Европе.

Подробнее о движении в нашей статье о Уильяме Френд де Моргане.


Италия поражает красотой своей керамики, имеющий корни еще в Эпохе Возрождения.
Подробнее на странице об итальянском Возрождении.


Немало керамики сохранилось во Франции: это чудесные керамические панно Brasserie La Cigale в Нанте, в отреставрированном  в 1965 году ресторане-брассери Моллар, который рекомендован к посещению просто ради роскошных интерьеров.


Испания имеет давние керамические традиции еще со средневековья, когда на полуострове правили мавры. Поэтому богатство испанских керамических панно часто превосходит любые другие.

Читайте об испанской керамике в нашей статье «Испанская керамика — драгоценность мавританской Андалусии»


Чего стоят потрясающие керамические панно на площади Испании в Севилье, где на каждом панно изображены сцены из истории испанских провинций. Или многоцветные панно Алькасара, покрывающие стены комнат замка цветистым ковром сложных барокальных орнаментов. 


Чудесные пейзажи Таррагона и Севильи: горные хребты, маленькие деревушки на склонах, буйная растительность юга — все это мастерски перенесено на керамику испанскими художниками и будто живет на стенах испанских домов.


Португалия богата своими азулежу, однако, кроме традиционных кобальтовых барочных панно на фасадах, нередко встречаются и многоцветные картины, с изображением пейзажей и жанровых пасторальных сцен.


К сожалению, в России керамика на фасадах сохранилась хуже, чем в Европе. Виной тому многочисленные войны и революции, не пощадившие архитектуру наших городов. 


Однако, российские реставраторы многое восстанавливают, поэтому мы можем видеть работы керамистов «Абрамцево», Кузнецовских заводов, компании «Гельдвейн-Ваулин» на фасадах старинных домов в разных городах страны.


Подробнее вы можете их увидеть в наших статьях «Керамическая мастерская Абрамцево» и «Петр Ваулин — возрождение русской майолики».


Дворцовые интерьеры сохранились лучше, поэтому керамические панно Ливадийского и Массандровского дворцов целы и украшают их стены.


Сегодня в России происходит возврат к традициям прошлого, люди вспоминают многие художественные и архитектурные приемы прошлых эпох, поэтому керамическое панно занимает свое законное место в интерьерах и на фасадах, чтобы превратить обычное здание в уникальное произведение искусства.
 












К началу страницы