Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Керамика Китая

Китайское керамическое искусство насчитывает несколько тысячелетий. И можно с уверенностью сказать, что китайские мастера положили начало не только современному фарфору, но и заложили основные принципы эстетики утилитарного, превратив бытовое искусство в высокое, передав в своих работах основную суть связи природы и человека и одухотворив обыденные вещи.
Начальная стадия в истории развития китайской керамики относится к эпохе неолита. Тогда сложилась основная технология производства керамики, базовый набор категорий, форм изделий и орнаментальные приемы. Однако, мы не станем сейчас обращаться к доисторическим временам, ибо Китай настолько богат глинами, что практически каждый регион имел свои особенности в производстве и декорировании керамики. В нашей статье мы остановимся на основных средневековых периодах китайской керамики, ибо именно они сформировали основные типы фарфора во всем мире и оставили наиболее заметный след в истории искусства. 









В целом средневековое китайское прикладное искусство можно разделить на пять условных периодов, каждому из которых характерны те или иные черты, узнаваемые всеми, кто хоть немного интересуется китайской керамикой.
Основные периоды это Тан, Сун, Юань, Мин и Цин. 

 

Период Тан (7-10 век н.э.) характеризуется высочайшим духовным подъемом, когда философские концепции устройства мира превратились в тонкую и изящную эстетическую систему.

 

Тогда же была создана Императорская Академия Художеств, в которой художники заняли почетные места. Китайское прикладное искусство имеет неразрывную связь со скульптурой, живописью и архитектурой этого периода. Фарфор и керамика становятся ведущим видом прикладного искусства 7-8 веков.

 

Создаются множество мастерских по обжигу керамики. Самой знаменитой становится мастерская Синчжоу, поставляющая фарфор к императорскому двору.

 

Силуэты танской керамики округлы, пластика гармонична и изящна. Очень славится трехцветная керамика сан-цай. Не менее известная северная керамика, имитирующая иранские образцы с зооморфными формами в виде зверей и птиц.

 

В этот период особой областью гончарного искусства было изготовление керамической погребальной скульптуры – традиция, унаследованная из прошлого. (см. «Терракотовая Армия»,  захороненная вместе с первым императором династии Цинь — Цинь Шихуанди, объединившим Китай и достроившим Великую Китайскую стену в 210-209 гг. до нашей эры)

 

Следующий период Сун (11-13 век н.э.) характерен ослаблением государства, чье могущество подорвано многочисленными военными набегами соседей.

 

Искусство становится более интимным, его идеи выражают философскую связь природы и человека. Декоративные приемы характерны мягкой текучестью переходов цвета, имитирующих драгоценный нефрит и украшенный орнаментальными гравировками.

 

Художники поэтизируют спокойную гамму красок, повторяя придуманную самой природой игру мерцающих и блестящих гладких поверхностей. Керамисты экспериментируют с глазурями, разнообразя оттенки зеленого и вводя новые приемы «кракле».

 

Именно к этому периоду относится известная «селадоновая» керамика, названная так в Европе по имени одного из героев популярной французской пьесы Оноре д’Юрфе, носившего нежно-зеленую одежду. Селадон фактически является прото-фарфором.

 

Династия Юань (она же монгольская династия Нгуен, 14 век) была основана правнуком Чингиз-Хана, ознаменовала собой временную потерю государственности Китаем и вхождение его в состав Монгольского ханства.

 

Однако монгольские правители придерживались принципов китайской государственности и даже стали применять на своих исконных территориях культурные традиции, принятые в Китае. Повсеместно открывались школы, наука и искусство Китая не претерпели каких-либо негативных изменений и у них были все возможности для развития.

 

Именно тогда возник  сине-белый фарфор цинхуа, прославивший китайскую керамику на весь мир и давший целое направление в искусстве. Кобальтовая монохромная живопись в 14 веке достигла небывалой изощренности, изобразительным мотивам этого периода свойственна тонкость в передаче настроения и внутренняя динамика. Однако, тогда же возникает и определенная противоречивость тенденций, разобщенность стилей, которые только усилились в китайском искусстве в последующие столетия.

 

Правление династии Мин (14-17 век н.э.) характерно  периодом обновления и расцвета в обществе. Искусство этого периода тяготеет к копированию образцов эпохи Сун и Юань, а также к созданию работ по европейским образцам, ибо именно в этот период между Европой и Китаем наладились широкие торговые связи.

 

Этот период стал пиком развития фарфора в Китае. Большой объем фарфора поставляется в королевские дома Европы. К одним из известнейших мастеров этого периода относится Хэ Чао-Цзун, славившийся изготовлением белых фарфоровых статуэток в начале 17-го века.

 

Вообще, в период династии Мин все наработки предыдущих столетий получили свое наилучшее воплощение и достигли художественного совершенства. 

 

К этому периоду относят наиболее известные кобальтовые работы из сине-белого фарфора и медные из красно-белого фарфора - знаменитые вазы Мин, стиль, начало которому было положено в период правления монгольской династии Юань, полихромный фарфор с надглазурной живописью и тонким изощренным рисунком.

 

Часто в одном изделии сочетались несколько техник — подглазурная и надглазурная роспись эмалями. Сюжеты, свойственные керамике эпохи Мин часто приближались к произведениям живописи — пейзажи, бытовые сцены, дворцы.

 

С 1644 года по 1912 год в Китае правила последняя династия Цин. Китай того периода был раздираем внутренними противоречиями и европейскими интервенциями. С точки зрения искусства этот период не принес ничего нового для керамики, хотя под влиянием конкуренции и распространения фарфоровых производств в Европе этот период дал несколько новых изобразительных техник, несвойственных китайскому искусству, а созданных лишь в качестве ответа на запросы европейских потребителей.

 

Это так называемый фарфор «розового» и «зеленого» семейств, где  роспись производится нежно-розовыми или бледно-зелеными эмалями, а в состав глазурей входит коллоидный раствор золота и мышьяка. 

 

Китайские гончары много дали мировому искусству. И несмотря на все политические перипетии, современный китайский фарфор является законным наследником и проводником старинных китайских традиций.

 

Сочетание современных технологий и богатейшего тысячелетнего опыта китайского фарфорового искусства стало залогом выдающегося успеха тайваньского фарфорового предприятия  Franz Collection, рассказ о котором мы поведем в следующей нашей статье.

Просим при использовании наших материалов ставить ссылку на наш сайт.










К началу страницы