Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Хуан Кесада и Мата Ортис — современная мексиканская керамика

Мата Ортис  — деревня в Мексике в штате Чиуауа, известнейший в мире керамических промысел, мастера которого создают оригинальную керамику, соединяя старые традиции индейской керамики культуры Касас Грандес с современными технологиями и уникальными изобразительными мотивами. Керамика из Мата Ортис представлена во многих музеях мира.

Традиции доколумбовой керамики не прошли даром для современного керамического искусства Латинской Америки. Наиболее ярким явлением в керамике Латинской Америки стала Мата Ортис — керамическая мастерская в Мексике, привлекающая тысячи туристов со всего мира и непозволяющая забыть себя никому, кто хоть раз увидел работы ее художников.








История этой мастерской насчитывает всего лишь тридцать лет.


Основателем промысла был Хуан Кесада, бросивший школу в 12 лет для того, чтобы начать работать в поле и зарабатывать хоть какие-то деньги для своей семьи.

 

Весь жизненный уклад людей, населявших Чиуауа не менялся последние 600 лет и соответствовал старой культуре Касас Грандес, руины которой оставались в окрестностях и с удовольствием исследовались подростками всех поколений.

На обломках этих руин и был в свое время возведен город Мата Ортис, пылившийся столетиями и не имеющий никакого развития.

 

Хуан Кесада собирал дрова и однажды нашел обломки древней керамики, поразившей мальчика своим художественным уровнем и разнообразием изобразительных приемов. Он стал пробовать делать подобные вещи и экспериментировать с обжигом и формами.

 

Ему пришло в голову, что материалы, используемые древними керамистами должны быть где-то рядом и он попробовал объединять различные глины, найденные в горах неподалеку от Мата Ортис. Довольно долго он продолжал свои эксперименты с различными грунтами, чтобы получить необходимые пигменты.

 

Он делал свои сосуды полностью резными, ножом добиваясь нужной толщины стенок и пытаясь повторить орнаменты доколумбовой керамики, найденные на развалинах.  Попутно он изобрел свой собственный метод обжига, используя в качестве топлива высушенный коровий навоз.

Для защиты своей керамики от прямого огня, он закрывал ее камнями так, чтобы обеспечить циркуляцию горячего воздуха. Таким образом он заново изобрел способ обжига, используемый доколумбовыми керамистами. 

 

Хуан Кесада никогда не понимал величину своего достижения, и так скорее всего и остался бы неизвестным в мире. Однако, самые интересные истории часто сотканы из случайностей. Так получилось и здесь, когда однажды Кесада передал несколько своих работ торговцам, которые привезли их в Соединенные Штаты.  

 

И вот, с другой стороны этой истории появилcя Спенсер Маккаллум, американский антрополог и искусствовед. Когда Маккаллум увидел эту керамику, продающейся в довольно бросовом магазине, он не смог пройти мимо нее и, конечно, купил.

 

Каждый раз, глядя на приобретенные керамические сосуды, Маккалум размышлял о том, что где-то в мире существует художник, создавший эти красивейшие вещи, с почти неземной симметрией и совершенным рисунком, чьи произведения продаются в стоковых супермаркетах США. И он решил найти этого неизвестного художника.

 

Хуан Кесада не поверил своим ушам, когда ему была предложена щедрая стипендия в обмен всего лишь на то, чем он и так жил и дышал — на чистое творчество и создание керамики. 

 

То, что произошло дальше не менее интересно, поскольку открывает еще один талант Кесада — педагогический и организаторский. Благодаря рекламированию Спенсером изделий Хуана Кесады, они стали пользоваться большой популярностью в США, что дало финансовую возможность Хуану развиваться  как керамисту.

 

Он привлекает всех членов своей семьи, а затем обучает других жителей Мата Ортис работать с керамикой. На сегодняшний день существует около 400 художников, которые работают в рамках этого художественного направления и производят керамику Мата Ортис.

 

Хуан Кесада был признан во всем мире. Его творческие работы была выставлена в крупнейших музеях, а в 1999 году мексиканское правительство наградило его Национальной художественной премией, что является величайшим признанием художника в этой стране.

 

Уникальность явления Мата Ортис заключается в целом комплексе факторов.
Во-первых, это совершенно новый промысел, который не является традиционным для данной местности. И хотя он восходит к доколумбовой керамике, достаточно распространенной в этих местах, никогда керамика не была традиционным промыслом в Мата Ортис.

 

Во-вторых, кажется совершенно невероятным, что из одного места могло выйти такое огромное количество талантливых художников. Сегодня в Мата Ортис работает более четырехсот художников, каждый из которых сам по себе может стать явлением в искусстве, ибо каждый из них имеет уникальный стиль.

 

В Мата Ортис работают сам Хуан Кесада, Лаура Бугарина, Леонель Лопес, Макарио Ортис, Эли Наваррете, Маноло и Абрахам Родригесы, Энрике и Жерардо Педрегоны и множество других художников. И каждый из них имеет свой собственный узнаваемый художественный стиль, объединяемый под маркой Мата Ортис только материалом, пигментами и технологией.

 

Художники Мата Ортис никогда не удовлетворяются достигнутым. Лишь в самом начале творческого пути мастерской было подражание орнаментам доколумбовой керамики.  И несмотря на полученный коммерческий успех, они и сейчас пребывают в постоянном в поиске новых языков, новых природных пигментов, новой глины и методов, которые позволили бы им расти, как творцам.

 

Именно поэтому эволюция в искусстве  Мата Ортис была столь быстрой. Именно поэтому Мата Ортис не просто ремесло, а  настоящее искусство.

 

И несомненно керамика Мата Ортис — это явление в современной мировой культуре, которое будет продолжать удивлять и завораживать нас в течение многих и многих лет в будущем.

 

Купить керамику Мата Ортис можно, например, на ebay.


Просим при копировании наших материалов ставить ссылку на наш сайт.








 


К началу страницы