Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Турецкая керамика — путь от Милета до Изника и Кютахьи

Керамика Востока — это сплав технологий, компиляций и мастерства высочайшего уровня.
История Востока, напоминает постоянно бурлящий котел, эпизодически «выстреливающий» экспансиями и завоевательскими войнами. Но именно восточная культура «переплавила» в этом котле все лучшее, что есть в культурах завоеванных народов, одновременно одарила их своими технологиями, а в итоге дала миру совершенно замечательные образцы искусства.
Турция лежит на пути между Востоком и Западом, поэтому эта страна в еще большей степени перемешала в своей культуре оттенки и особенности Запада и Востока. Вообще, однажды посетив Стамбул, хочется возвращаться туда снова и снова, поскольку, наверное, нет ни одного города в мире столь насыщенного древними ароматами Востока и отполированного современной западной культурой. В Стамбуле вполне мирно уживаются европейские нормы и мусульманские традиции. Но вернемся к истории турецкой керамики. 













 

В начале XIII века небольшое сельджукское племя кайи под предводительством бея Эртогрула осело на территории Малой Азии в поселении Февасион. С этого момента начинает свою историю государство Османов, простиравшееся к концу XVI века от Австрии до Йемена и от Алжира до Каспия. По словам иностранных современников Османское государство было очень цивилизованным, терпимым к иноверцам, с развитой системой законов и высоким уровнем предпринимательства.

Именно в таком государстве в конце XV века возник всемирно известный керамический промысел в Изнике, соревнующийся по качеству и эстетике своих изделий с керамикой Китая.

Самая старая керамика, находимая археологами в районе Изника называется «милетская», названная так за сходство со стилем ионийской древнегреческой керамики. Это типичная сульджукская керамика, изготовленная из красных глин и расписанная ангобами и глазурями.

Вся «милетская» керамика представлена, в основном, простой по форме посудой, украшенной геометрическими орнаментами. Она просуществовала в таком виде до начала XV века, когда в Изнике потребовалось повторить китайский фарфор и в глину стали добавлять отбеливающие добавки.

В этот период китайская династия Юань поставляет на Запад фарфор, который своей новизной и красотой привлекает царствующих особ многих стран. Османы не стали исключением, поэтому именно в Изнике, имеющем технологическую базу, начинают пробовать делать нечто подобное.

К этому моменту в Иране уже известна технология, называемая исламскoe стон-пасте или фриттовый фарфор, в котором к фритте (смеси стекла и солей) добавляют глину для снижения температуры обжига. Это, конечно, не совсем фарфор, но изделия внешне получаются столь же белыми и пригодными для росписи, как и китайские фарфоры.

Изникские художники начинают расписывать свои фриттовые изделия кобальтом, привнося в них национальный колорит. У них получаются довольно похожие работы, сочетающие в себе традиционные османские арабески с китайскими элементами.

К XVI веку стиль декорирования керамики постепенно меняется, становится более свободным. К кобальту добавляются другие цвета. Сначала бирюза в сочетании с фиолетовым, затем пастельные оттенки шалфея, зеленого и бледно-лилового. Для середины века очень характерны замены фиолетового красным, а пастельно-зеленого — ярко-изумрудным.

Изникские изразцы широко представлены в архитектуре Стамбула. Ими облицованы по крайней мере сорок мечетей, множество гробниц и библиотек, большинство дворцовых зданий, таких как дворец Рустема Паши, мечеть Соколлу Мехмета, гробница Селима II, Голубая мечеть Султанахмет, мечеть Айя-София и другие.

Интересно, что известный памятник архитектуры Османов Дворец Топкапы, заложенный Мехмедом II в 1459 году и являющийся сокровищницей исторической керамики, облицован вовсе не изникской плиткой, а в основном китайской.

Однако, во дворце есть несколько помещений, построенных позже, где применена изникская плитка — это, например, Багдадский павильон и павильон для Обрезания. Можно предположить, что китайская плитка, приобретенная для декорирования Топкапы и стала образцом для разработки технологии и копирования росписей.

К середине XVI века изникская керамика уже имеет полностью свой собственный стиль, сформированный  цветочными и абстрактными мотивами, использованием собственной палитры цветов и прошедший путь от чистой симметрии к тонким ритмам.

Для изникской керамики характерна точечная роспись с уплотнением красной глазури, дающая потрясающий эффект тонкого рельефа и поражающая воображение своей декоративностью, изяществом и проработкой. 

Изникская керамика имеет несколько стилевых направлений. В первую очередь, это подражания японскому фарфору с его сине-белой гаммой и характерными рисунками.

Второе направление — так называемый, Дамаскский стиль периода Сулеймана Великолепного, когда сюжетные вариации существенно расширились. В этот период на керамику стали переносить изображения животных, батальные сцены, корабли и многие другие сюжеты, свойственные книжной миниатюре, распространенной в период либерального правления Сулеймана I. Кроме того, расширяется цветовая гамма применяемых глазурей, добавляются красные, зеленые, фиолетовые цвета.

Третье направление — это, так называемая, керамика «Золотого Рога», названная так по месту своего нахождения при раскопках в Стамбуле (на площади у пролива Золотой Рог). Характерными чертами этого стиля являются многочисленные ряды тонких спиралей, украшенные мелкими листьями. Особенностью стиля стала потрясающая миниатюрность и сложность росписи в целом, несмотря на кажущуюся простоту ее отдельных элементов.

С середины XVII века изникский промысел начал изживать себя, росписи стали беднее, а к началу XVIII века промысел фактически прекратил свое существование. Не последнее значение для упадка предприятия имело строительство Голубой мечети султаном Ахметом I, который запретил поставку изразцов на другие стройки, но оплачивал продукцию не слишком хорошо, из-за чего дела фабрики расстроились.

Параллельно с Изником существовал второй керамический промысел в Кютахье, получивший свое основное развитие после угасания изникских предприятий в начале XVIII века. Промысел в Кютахье в основном повторял изобразительные мотивы Изника. Однако, часть их керамики существенно отличалась.

Производством керамики в Кютахья занимались христиане — армянские семьи потомственных гончаров. Поэтому на их керамике часто появляются изображения кириллических монограмм, армянской письменности и православных святых. Кроме того, армянская диаспора в Турции имела плотные торговые связи с армянами из Ирана, Сирии, Индии, что сказывалось на сюжетах керамики Кютахья, часто повторяющей орнаменты тканей этих стран.

Керамисты Кютахья очень быстро сориентировались в потребностях европейского рынка, поэтому их продукция стала весьма успешно продаваться в средиземноморском регионе. Опираясь на индийские росписи по тканям, в качестве образцов для полихромной росписи своих изделий, они переработали и улучшили дизайн своей керамики. Кроме того, европейская мода на кофе, чай и горячий шоколад заставила гончаров Кютахья скопировать некоторые европейские формы.

Торгуя с Османских земель, расположенных на пути между Европой и Азией и имея в своем распоряжении целую торговую сеть армянских купцов, керамисты Кютахья в течении короткого времени получили известность по всей Евразии. 

К сожалению, этот всплеск продолжался не слишком долго, поскольку мастера Мейсена и Вены разработали, наконец, свой фарфор и европейский рынок переориентировался на них. А художники в Кютахья вернулись к изобразительным мотивам Изника, востребованным в Турции.

Можно еще упомянуть керамическое производство в Чанаккале, имеющее свои особенности. Однако, керамика Чанаккале уступает по своим характеристикам Изнику и Кютахье. Промысел специализируется на производстве красной глиняной посуды с тривиальными росписями, похожими на «милетский» период Изника. Правда, среди образцов керамики Чанаккале встречаются интересные формы сосудов с элементами скульптуры.

Современное производство в Изнике применяет все перечисленные старинные стили, а также, трансформируя их, создает очень красивые керамические панно в современном стиле. Сейчас это вполне процветающая фабрика, производящая керамическую плитку и изразцы, имеющая прекрасную школу художников.

Следует сказать, что восстановлением утраченных за почти 300 лет технологий занимался профессор Исил Акбайгил из Изникского образовательного фонда. В итоге в Изнике производят керамику по технологии XVI века и она нисколько не уступает старинным образцам.

Об изразцовых печах дворца Долмабахче вы можете прочитать на этой странице.

 
Просим при копировании наших материалов ставить ссылку на наш сайт.














К началу страницы