Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Сине-белые изразцы — голландские или...? Путешествие по стилям

Нас часто спрашивают: «Сине-белые изразцы — это Гжель? А почему у голландцев они тоже сине-белые? Кто у кого позаимствовал цвета и приемы?». Синие орнаменты, цветы, пейзажи, парусники, бытовые и батальные сцены на белом фоне очень распространены и любимы, поэтому такие вопросы возникают часто. Мы подумали, что стоит рассказать «кто у кого позаимствовал» и откуда вообще в европейскую культуру пришли сине-белые мотивы.
Изникская тарелка в китайском стиле. 1490 год
Изникская тарелка. Керамика Золотого Рога. 1530 год
Португальские азулежу в замке де Фронтейра
Ваза в китайском стиле. Делфт. XVII век
Дельфтский изразец с угловым элементом
Изразцовая печь Екатерининского дворца в голландском стиле с изображением персонажей XVIII века
Печная кафля в сине-белой росписи. Вторая треть XVIII века. Москва
Замок на тарелке, написанный в гжельской технике полукистевого мазка

Все синие рисунки на белом фоне в росписях по керамике можно разделить на пять основных групп, принадлежащих пяти разным направлениям искусства и пяти странам мира. Перечислим их по географии и по времени появления в истории: китайские рисунки, исламские, в основном, изникские орнаменты, португальские азулежу, дельфтские и голландские мотивы и русская Гжель. Все пять групп имеют характерные черты и очень сильно отличаются друг от друга техникой живописи и изобразительными мотивами.

Начало было положено китайским фарфором, завезенным кораблями Ост-Индской компании и караванами Великого шелкового пути в Азию, а затем в Европу. Это в основном вазы и посуда эпохи Юань — бело-синий фарфор цинхуа, поставлявшийся в период правления монгольской династии Юань во многие страны. Самые ранние сине-белые изделия относят к XIV веку, а первые фарфоровые вазы с синим кобальтовым рисунком появились на Европейском континенте в XV веке. Они сразу вызвали живейший интерес и попытки копирования.

Первыми копиистами китайских приемов стали турецкие мастера в Изнике, выпускавшие посуду и изразцы для облицовки храмов и домов. В этот период уже была известна иранская технология исламское стон-пасте, позволяющая получать черепок, очень близкий по белизне к китайскому, хотя, еще далекий по качеству от настоящего фарфора. Подробнее об изникской керамике мы писали в нашей статье «Турецкая керамика — путь от Милета и Изника до Кютахьи».

Изникская сине-белая роспись узнаваема своей очень плотной мусульманской орнаменталистикой, поскольку турецкие художники добавили в китайские мотивы национальный колорит. Изделия изникских мастеров были дешевле китайских оригиналов и хотя уступали им по своим техническим характеристикам, довольно быстро распространились в арабском мире и пришли на Пиренеи, где дали толчок возникновению характерной португальской техники росписи Азулежу. 

Первые Азулежу практически не отличались от арабских орнаментов, однако Реконкиста сделала свое дело и постепенно к XVI-XVII веку цветочные и «вязевые» арабские орнаменты были заменены европейским барокко, превратившим португальские Азулежу в совершенно самостоятельный вид прикладного искусства.

Кроме барочных орнаментов с характерными вычурными завитками и сложными криволинейными узорами, Азулежу свойственны огромные живописные панно на керамике, выполненные кобальтом на белом фоне. Их отличает от дельфтских росписей именно сочетание барокальных завитков с сюжетной росписью на бытовую, религиозную или батальную тематику. Обилие людей на таких полотнах является почти обязательным элементом Азулежу. Подробнее мы писали об этом в статье «Азулежу — арабские традиции португальской майолики».

В XVII веке голландские мастера из Делфта, также соблазнившиеся высокой ценой китайских фарфоровых изделий, стали копировать сине-белые орнаменты. И так же, как изникские мастера, довольно быстро заменили китайские рисунки на свои собственные сюжеты, по-преимуществу с изображением солдат, всадников, батальных сцен, бытовых картин и цветов. Во второй четверти XVII века появилась мода на морские сюжеты.

Отличие дельфтской архитектурной керамики от Азулежу в простоте композиции. Голландские мастера могут переносить на керамику полотна художников, исполняя их в сине-белой гамме, однако барокальная орнаменталистика им свойственна в меньшей степени и изразцовые панно выглядят более сдержанно.  

Кроме того, голландские изразцы, как правило, являются композиционно законченными элементами, где каждая отдельная плитка полностью самодостаточный объект и может не только участвовать в покрытии поверхности, но и «работать» отдельно, например, как картинка, вставленная в рамку. Объединителем, связующим голландские изразцы в единое панно, служит не сюжет, а так называемый, corner motifs (угловой мотив) — небольшой орнамент в виде завитка одного рисунка для всех плиток, расположенный в углах изразца. Это классический прием Делфта, начиная с XVII века.

Голландские изразцы в итоге стали настолько самостоятельными и своеобразными, что образовали отдельный стиль в керамике delftware, многократно повторяемый керамистами других стран. Полная статья о Делфте и развитии стиля delftware опубликована на этой странице.
В XVIII веке император Петр I, обучавшийся в юности различным ремеслам в Голландии, под впечатлением от голландских изразцов, повелел открыть такое же производство в Стрельне под Санкт-Петербургом. Предприятие стало вполне успешным, а к середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе.

Однако, русских акцентов в этих сине-белых изображениях не возникло — на стрельнинских кафлях по-прежнему типично голландские мотивы — дамы и господа, домики и корабли, цветочные орнаменты и завитки. И лишь подмосковная Гжель, поменявшая свою цветовую гамму только к середине XIX века внесла исконно русские приемы в сине-белые изображения. Именно стилизованная полукистевая манера письма является визитной карточкой Гжели. Она узнаваема настолько, что ошибиться и спутать ее с кем-то еще практически невозможно.

На белом фаянсе и фарфоре расцветают легкие цветочные орнаменты, собранные в букеты и розетки, россыпи роз и хризантем, написанные синим кобальтом и уточненные золотыми штрихами, взлетают птицы и раскидываются пейзажи. Гжель впечатляет своим искусством, которое чудесным образом совмещает современность и старину, соединяет столетия российской культуры в сочном сплаве лазури и белоснежной керамики. Подробнее об истории Гжели мы писали в статье «Гжель — святой источник русского фарфора».

Мы перечислили пять основных стилей сине-белой росписи на керамике. Сегодня практически любая роспись кобальтом по белому фону может быть отнесена к одному из этих стилей.

Мы работаем во всех перечисленных стилях, а также во множестве других, создавая для наших клиентов красивые рельефные и живописные архитектурные элементы из керамики.

Посмотреть на сине-белые изразцы в разных стилях можно на этой странице.
Бело-синий фарфор цинхуа, династия Юань. XIV век
Бело-синий фарфор цинхуа, династия Мин. 1660 год
Барокальное панно азулежу с религиозным сюжетом
Барокальное панно азулежу с религиозным сюжетом
Голландские изразцы
Панно по картине Рембранта Ночной Дозор в музее фарфора в Делфте
Стрельнинские кафли Екатерининского дворца
Гжельский молочник с характерными сине-белыми орнаментами
Часы с гжельской росписью в технике полукистевого мазка
Утятница с гжельской росписью
 


К началу страницы