Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Керамика Сицилии

Сицилия — это самый южный остров Италии, омываемый тремя морями — Ионическим, Средиземным и Тирренским. Сицилия имеет также три крупных мыса — Лилибео, Пелоро и Пассеро. Три моря и три мыса обусловили символ Сицилии — Тринакрию — голову медузы Горгоны, со змеевидными волосами и тремя ногами, бегущими по солнцу — с востока на запад.  Тринакрия — это также и первое название Сицилии, открытой древними Греками в VIII веке до нашей эры.
Географическое положение Сицилии на перекрестке морских путей сделало этот остров прибежищем моряков и переселенцев из других земель. В Сицилии, как ни в одном другом месте мира, смешение религий и культур превратило жителей в лояльных соседей, совмещающих в своей жизни уклад множества народностей и элементы всех известных вероисповеданий и культурных традиций. 
Тринакрия. Символ Сицилии
Античная керамическая амфора из музея майолики Кальтаджироне
Майоликовое панно со львом. Музей Кальтаджироне
Майоликовая лестница у церкви Санта Мария дель Монте
Майоликовые ступеньки лестницы церкви Санта Мария дель Монте
Майоликовые ступеньки лестницы церкви Санта Мария дель Монте
Майоликовое панно
Керамический вазон для святой воды
Рождественские ясли - презепе.
Огромное майоликовое панно с изображением битвы за освобождение Кальтаджироне от сарацин
Парные сицилийские головы лаборатории Кузумано Джакомо
 

Корсары и разбойники, рыбаки и землепашцы, воины и художники — все нашли свой дом в солнечной Сицилии и живут там долгие столетия. Вероятно поэтому современное «переселение народов» никак не отразилось на атмосфере Сицилии, ибо на ее землях традиционно жили самые разные народы.

И как несложно догадаться, именно с Сицилии началась история итальянской майолики, превратившейся в событие мирового масштаба и подарившей миру блестящих мастеров керамики Эпохи Возрождения — семейства  Делла Роббиа, Авелли До Ровиго, Никола да Урбино и других художников, подробнее о которых я пишу в своей статье «Итальянская майолика Эпохи Возрождения».  

В археологических слоях Сицилии перемешаны греческие амфоры и сарацинские мечи, нормандские щиты и римские шлемы. Архитектура острова впитала в себя элементы культуры всех пришельцев и замесила их в острый коктейль собственного архитектурного стиля, носящего название сицилийское барокко.

Достоверно известно, что люди занимаются керамикой на Сицилии более четырех тысяч лет. Многие артефакты из музея майолики в Кальтаджироне относятся к периоду античности. 
Керамисты Сицилии, так же, как и мастера в других странах,  прошли путь от простой гончарной формы и строительного материала к многоцветной майолике, так поразившей в XVI-XVII веках всю Европу.

Центром керамики Сицилии по праву считается город в центральной части острова — Кальтаджироне. Как шутят сами жители — а чем же еще мы можем заниматься на этой горе: море далеко, земледельческие долины внизу — наш удел керамика, во всем ее многообразии.

Керамику тут делали с доисторических времен: при греках, при римлянах, при германцах. Потом пришли арабы, назвали город «Калат-гиран» — «Крепость ваз». Привезли свои краски, расширили производство. Потом, во время правления династии Арагонов, с запада острова в Кальтаджироне переселились каталонцы. Новые рисунки — синтез арабско-сицилийских и мавританских мотивов, рост мощностей. Каталонцы, народ предприимчивый, наладили экспорт. С начала XIV до середины XVII века Кальтаджироне пребывает в зените славы и богатства. Это была золотая пора не только для керамики — здесь работал великий художник Антонелло да Мессина. Город строился, хорошел и рос.

Ну, а потом грянул 1693 год. Сицилийцы живут на вулкане Этна. В тот год извержение потрясло всю Восточную Сицилию. Потоки лавы достигли Катании — Ното, Кальтаджироне, Лентини лежали в руинах. Но стихийное бедствие произошло в эпоху барокко и в разрушенных до основания городках были созданы новые, дивные по красоте и архитектурной завершенности барочные ансамбли.

В Кальтаджироне украшенный полихромной майоликой мост Франциска Ассизского ведет к одноименной церкви, основанной в XII веке и после землетрясения перестроенной в стиле барокко. А если подняться по ступеням, тоже, конечно, выложенным картинками из майолики (142 ступеньки различных орнаментов — иллюстрированная история города), то вы окажетесь на площади у церкви Санта Мария дель Монте. Город полон керамикой. Ею украшены многие здания, без нее не обходится ни одно публичное строение. Достаточно сказать, что даже театр и тюрьму кальтаджиронцы переделали в выставки майолики. 

В Кальтаджироне представлена одна из двух типов сицилийской майолики, характеризуемая специфическими цветовыми сочетаниями: это желтый — цвет солнца, синий — цвет неба, желтый и коричневый — цвет земли и гор, и белые фоны цвета топленого молока, позволяющие закрыть красный терракотовый черепок и проявить сочный цвет глазури. Как говорят сами сицилийцы — летом на Сицилии можно увидеть более ста оттенков коричневого и желтого. Все эти оттенки представлены на кальтаджиронской керамике, которая является настоящей майоликой — крупнопористой,  использующей низкоплавкие эмали и низко-температурный обжиг. Максимальная температура обжига сицилийской майолики — 950 градусов. Базовые температуры колеблются от 900 до 930 градусов. Как следствие, сицилийская керамика сильно цекуется — на ней образуются трещины в глазури, через который проходит влага. Но в Сицилии влага не страшна, поскольку морозов там нет и минимальная температура зимой не опускается ниже 15 градусов Цельсия.

Кальтаджиронская цветовая гамма майолики стала классической. Именно эту гамму глазурей привезли с собой итальянские мастера патриарху Никону, пригласившему их в конце XVII века для создания изразцового убранства Ново-Иерусалимского монастыря

Но и вторая гамма — красно-сине-белая — также свойственна Сицилии. Такую керамику изготавливают в городке Эриче на западном побережье острова. Сочные яркие керамические изделия — посуда, плитки, вазочки и декоры радикально красного цвета —  притягивают глаз, радуют душу, и стоят того, чтобы посетить Эриче хотя бы раз.

Сицилийцы делают не только архитектурную керамику для отделки стен и полов, которую они называют «бедной», несмотря на богатейшую роспись. Очень интересны их декоративные работы с использованием пластики — настоящей скульптуры — необыкновенные вазоны, декорированные цветами и амурами, церковная утварь, также богато украшенная сюжетная скульптура и многое другое. 

Вообще, сицилийская керамика полна не только цветовым колоритом, но и весьма экспрессивной пластикой — многочисленная керамическая скульптура Сицилии феерически темпераментна. Излюбленные темы сицилийских керамистов разнообразные бытовые сценки, иногда очень неприличные, например, драки между женщинами. Прекрасная работа Ваккаро Бонджованни, художника XVIII века, выставлена в региональном музее керамики в Кальтаджироне. Очень эмоциональная сценка, где все персонажи застыли в различных позах: старуха тянет за волосы кричащую молодую женщину, на которую нападает другая женщина, с сидящей на ней и кусающей третьей женщиной. Накал эмоций и страстей зашкаливает, лица искривлены, волосы разметаны, движение рук и складок тканей подчеркивают напряжение сцены. Прекрасная миниатюра с изумительно проработанными деталями — настоящий шедевр скульптурный керамики Сицилии. 

Начало подобным скульптурам положила традиция изготовления керамических рождественских яслей — презепе — также представленных в музее. Вообще, керамическая скульптура Сицилии часто посвящена религиозным праздникам и имеет культовое назначение. Образчики раковин для святой воды и благовоний представлены все в том же музее и продолжают изготавливаться современными керамистами для продажи в качестве сувениров. 

Тонкость проработки деталей на этих работах впечатляет, особенно учитывая, что терракотовая глина — это не фарфор, она грубее и хуже поддается обработке. А кроме того, терракота капризна в сушке и обжиге, поэтому большие вещи из нее делать сложно. Тем не менее, крупные вазоны в виде парных голов — стали своего рода символом Сицилии и им предшествует довольно любопытная легенда из периода сарацинского владычества на Сицилии. Якобы некий сарацинский военачальник уличил свою любимую жену в неверности, да и отрубил голову ей и ее любовнику. И выставил эти головы на видное место в своем дворце. А через несколько дней заказал мастерам-керамистам сделать вазы со слепков этих голов, чтобы во веки веков все помнили, что случается с предателями. 

Сейчас на Сицилии работает множество студий керамики, что неудивительно, поскольку в Кальтаджироне существует учебное заведение, обучающее в течении пяти лет не только ремесленным основам керамики, но и классическим дисциплинам — рисунку, живописи, композиции, истории искусств. Возможно поэтому сицилийская керамическая скульптура столь хороша — она изящна, колоритна и очень профессиональна. 

Благодарим за чудесную экскурсию по Кальтаджироне нашего гида Акутину Анну, а также, художника-керамиста из Кальтаджироне Кузумано Джакомо, познакомившего нас с чудесными современными образцами сицилийской керамики. 
Специфическая архитектура центральной Сицилии. Кальтаджироне
Керамические барельефы со сфинксами. Кальтаджироне
Майоликовый вазон с барельефными бытовыми сценами. Кальтажироне.
Майоликовые ступеньки лестницы церкви Санта Мария дель Монте
Майоликовый пол
Керамика Эриче

Керамический вазон для святой воды
Скульптура Ваккаро Бонджованни
Сицилийский вазон в форме головы сарацина


К началу страницы