Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Голландская керамика. Делфт и стиль delftware

С момента открытия Америки в конце XV века Голландия оказалась воротами, через которые проходили основные торговые пути в Атлантический океан. Нидерланды стали стремительно богатеть, а нидерландские купцы скапливать в своих руках основные доходы от трансатлантической торговли. Начался «золотой век» Голландии, который пришелся на пик эпохи Возрождения — XV—XVI века. Множество итальянских мастеров переселились в этот период в Голландию и Бельгию, вслед за перемещением торговли из Средиземноморья в Нижние Земли — в низовья Рейна, Мааса и Шельда. Они привезли с собой технологию итальянской майолики. Гвидо Андреас — керамист из Кастельдуранте (Урбино) основал мастерскую в Антверпене. Один из сыновей Гвидо в 1564 году открыл свою мастерскую в Миделбурге (Нидерланды). Это была самая первая керамическая мастерская в Голландии. 
Изначально ремесленники Делфта не занимались гончарным ремеслом, однако закрытие пивоварен и спрос на новую продукцию, привезенную из средиземноморского региона, а к концу XVII века и с востока — из Китая и Японии — привели к замене пивоварен гончарными мастерскими. Это стало началом бурного развития голландской керамики, которая со временем стала нарицательным понятием, определив отдельный стиль  — delftware.
Китайский фарфор, завозимый в Нидерланды с товарами Ост-Индской компании стоил баснословных денег и, без преувеличения, был очень красив. Это не могло оставить равнодушными керамистов Делфта, которые попытались имитировать китайский стиль на плитках. Это был период, так называемой «чайна-мании», сопровождавшийся активным использованием на изразцах синего кобальта на белом фоне и китайских сюжетов. 








В нашем небольшом материале мы хотим рассказать об основных изобразительных мотивах голландских изразцов от XVI века до наших дней.
Ранние голландские настенные изразцы середины XVI- начала XVII века очень похожи на напольную средиземноморскую плитку. Им свойственен богатый растительный орнамент, выполненный в цветах итальянского Возрождения —  зеленые, оранжевые, желтые и сине-фиолетовые цвета. А орнаменты плиток повторяли мавританский текстиль из Испании.

После выхода из моды их заменили полихромные плитки с геометрическими орнаментами в виде шестигранников и ромбов, обрамляющих изображения животных и людей.  В 1620 году ввоз сине-белого китайского фарфора сделал разноцветные изразцы непопулярными, однако, увеличил значение тематических сюжетов. Виноградная лоза в сине-желтой гамме, выполненная в испанской манере, стала популярным орнаментом. Этот дизайн был свойственен делфтским изразцам второй половины XVI века.

Одним из типичнейших приемов Делфта стал, так называемый, угловой мотив — corner motifs — который стилистически собирал изразцы с множеством различных изображений в единый законченный «ковер». Ранние орнаментальные «арабески» были просты, но соединялись вместе одинаковыми угловыми элементами в единое целое, создавая законченный образ с высокой степенью декоративности. Популярны были мотивы бычьей головы в различных вариациях. 

Не менее распространенным мотивом Делфта были цветы и ягоды, превращавшие домашние интерьеры в настоящие сады. Они появились вместе с мотивом ваз с 1610 года. Плитки обрамлялись в рамки в испанском стиле или в виде итальянского медальона. Вазоны с фестончатыми балясинами, пришли из итальянской майолики или из натюрмортной живописи, очень любимой в Нидерландах в то время.

Между 1625 и 1670 годами настоящие живописные «клумбы» из роз, лилий, гвоздик,  ирисов и нарциссов покрывали стены голландских домов. Тюльпаны стали самым любимым цветком в Голландии и оставались длительное время очень популярным объектом для изображения на изразцах. Постепенно «ковровая» орнаменталистика стала использоваться меньше, и с начала XVII века до середины XVIII века внимание стало фокусироваться на центральном изображении панно. 

Еще одним популярным сюжетом Делфта с XVII века были библейские сцены. Изразцами с библейскими композициями облицовывали камины, очаги и даже спальни. В темах панно, как правило,  фигурировали истории из Ветхого Завета и Евангелия. Художники вдохновлялись библейскими гравюрами с XV века, поэтому неудивительно, что они воспроизводили их в своей живописи,  усложняя старинные рисунки. Иногда художники при использовании библейских сцен не слишком детализировали свою живопись и достигали декоративного эффекта, вписывая изображения в круги и овалы по моде того времени, а углы оформляли растительным орнаментом.

Восьмидесятилетняя война за независимость от Испании наложила свой отпечаток на мотивы голландских изразцов. Одним из распространенных сюжетов конца XVII века стали изображения солдат, всадников, батальных сцен и других военных композиций. Во второй четверти XVII века появилась мода на морские композиции. Волны, шхуны, дельфины — вот далеко не полный перечень элементов голландских морских пейзажей, все больше применяемых на изразцовых панно.

Затем начинают появляться и одиночные корабли на плитках, как самостоятельные декоративные элементы. В сущности, именно морская тематика стала фирменным знаком голландских изразцов в России, во многом благодаря Петру Первому.
В стране, зависимой от моря, было неизбежно возникновение в фольклоре и, как следствие, в живописи мифологических существ — Нептуна, тритонов, Нереид, русалок, кракенов и водяных. 

Более ста видов птиц, реальных и фантастических, были представлены на голландских плитках — еще один крайне распространенный сюжет. Основными источниками вдохновения для художников были басни Эзопа и «Сад животных» Йоста ван ден Вондела — выдающегося голландского поэта и драматурга конца XVII века. 

Изображение пейзажей на плитках в тот период встречалось довольно редко. Однако, открытие марганцевой глазури позволило художникам контролировать четкость линий, что необходимо в прорисовке архитектурных строений. Это расширило возможности мастеров в детализации пейзажа и такие плитки стали появляться чаще.

Часто для декорирования каминов и очагов в домах среднего класса применялись панно. В летний период, когда камины не топились, внутрь топки ставили вазоны с цветами. Отсюда пошла традиция изображать вазоны с цветами на панно для облицовки каминов. Применение таких панно в интерьере позволило создавать крупномасштабные декоративные объекты. 

Делфт процветал и его керамика распространилась по всей северной Европе. Плитка делфтских мастеров была настолько популярна, что ее стали копировать, а такой способ украшения интерьера получил название delftware. Практически до сих пор изразцы в южной Европе называются «майолика», а в северной Европе  «delftware».

Однако, к концу XVIII века английские керамисты, копировавшие голландские изразцы наравне с китайским фарфором, сделали прорыв в технологии и выпустили свои плитки с фабричным способом нанесения рисунка, так называемый transfer-printed. С этого момента начался упадок делфтской керамики. Голландцы начали закрывать свои мастерские, не выдерживая конкуренции с английскими технологичными производствами.

И только спустя почти 100 лет, в 1876 году в Делфте было возрождено керамическое производство с открытием Королевской мануфактуры делфтского фарфора с характерными сине-белыми изобразительными мотивами. Именно кобальтовая гамма росписи делфтского фарфора стала образцом для русских «кафлей», а к середине XIX века утвердилась в Гжели.

Сегодня основные сюжеты Делфта прежние — пейзажи, декоративные панно с очень натуралистичной монохромной живописью, портреты в цветочных виньетках и многое другое. Однако, в Делфте практически не используют полихромные глазури и визитной карточкой делфтского фарфора стала сложная живопись кобальтом по белому фарфору или фаянсу.



Наш камин в дельфтском стиле вы может увидеть на этой странице.









К началу страницы