Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Дымковская игрушка — звонкое солнце в каждой краске

Наверняка многие видели белые глиняные фигурки стилизованных барынь в кокошниках или всадников на лошадках, индюшек с раскидистыми хвостами, раскрашенных в яркие цвета наивными кружочками и полосочками. Это — Дымковская игрушка, старинный промысел на реке Вятке в слободе Дымково, имеющий почти пятисотлетнюю историю.
Дымковский промысел никогда не был промышленным производством, а всегда был семейным кустарным ремеслом, отражающим неисчерпаемую энергию русского народа, способную противостоять любым катаклизмам, излучая в любых жизненных условиях радость и оптимизм.
Сначала керамические игрушки-свистульки делали все жители слободы Дымково к ежегодной ярмарке-празднику «Свистуньи-свистопляски», которая являлась продолжением ежегодного поминовения погибших на Хлыновском побоище в 1412 году вятчан и устюжцев, когда воеводства двух городов затеяли между собой битву.








Вот описание этого праздника генерал-майором Серпуховского драгунского полка Н. З. Хитрово, сосланного царем в Вятку в 1811 году:
 
«Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня — прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска»
Поражает устойчивость традиции, ведь с момента поминаемого события прошло уже почти 400 лет.
 
Дымковская керамическая игрушка всегда отражала представления людей об отношениях, о природе вещей, в ней, как в зеркале можно было увидеть древние образы окружающего мира. Каждая игрушка является полностью индивидуальной работой, которую лепит и расписывает один мастер.
 
Игрушки делаются из гончарной глины, сушатся несколько недель, обжигаются, затем обмазываются раствором мела на молоке (сейчас темперными белилами), после чего просушиваются и раскрашиваются в яркие цвета — красный, синий, зеленый, желтый и т. д.
 
Все цвета несут в себе определенную символику. Так, зеленый — это цвет жизни, красный — цвет огня и солнца, синий — цвет неба, белый — чистоты и нравственности.
 
Как и в других традиционных русских промыслах, символичны фигуры, которыми расписывают керамическую игрушку. Символы эти имеют языческое, дохристианское происхождение, но в сознании народа живы до сих пор.  
 
За столетия существования на промысле сформировались семьи потомственных мастеров. Каждая семья имела свой почерк, а игрушки отличались по орнаменту, цветовой гамме и пропорциям. Также, была специализация по сюжетам. К XIX веку на промысле работало около пятидесяти семей, создающих керамические игрушки. 
 
Наиболее распространенными были бытовые сюжеты — это разнообразные «барыньки», «всадники», «индюшки», «петухи», «бараны с золотыми рогами», «олени» и, конечно, «скоморохи».
 
В конце XIX века, в связи с общемировой индустриализацией, промысел начал испытывать трудности. Спрос на керамику упал и прокормиться только за счет нее семьям стало уже невозможно. Поэтому многие мастера перестали ею заниматься, ища более доходные виды деятельности.
 
Сохранением промысла мы обязаны художнику-пейзажисту А. И. Деньшину, который очень увлекся этим необычным народным творчеством своей родины и в 1930 году уговорил мастериц продолжить заниматься своим искусством и объединиться в артель «Вятская игрушка».
  
Алексей  Иванович Деньшин (1893–1948). Живописец-пейзажист. Родился и умер в Вятке. Организатор Вятского художественного музея, заведующий отделом искусства Вятского Губоно, художественный руководитель игрушечного отделения Вятских художественно-промышленных мастерских.
 
На тот момент в Вятке остались всего три мастерицы, которые продолжали заниматься керамикой профессионально — А. А. Мезрина,  Е. И. Пенкина и Е. А. Кошкина. Именно эти женщины вырастили новую плеяду художников-мастеров, которые продолжают развивать промысел и в наши дни.
 
Сегодня на промысле мастерицы занимаются только творчеством, все технологические процессы исполняются машинами — очистка глины, замес, подготовка красок. Однако, керамическая игрушка все равно является полностью ручной и ее от начала до конца делает один мастер.
 
Используемые краски тоже изменились — сейчас используются анилиновые, темперные или специальные керамические краски. На смену палочкам пришли колонковые кисти, которыми можно более точно прописать детали на игрушке. Художники лепят игрушку и расписывают ее.
 
Вся современная продукция делится на массовую и выставочную керамику. Для игрушек, ориентированных на широкого потребителя используются старые мотивы и отработанные формы. На выставочных работах художники ставят эксперименты и пробуют новые творческие приемы. Дымковская игрушка особенно хорошо смотрится в композициях из нескольких фигур. 

Интересна, с этой точки зрения, работа художницы Л.Д. Верещагиной  из 120 керамических фигурок «Праздник Преображения», сюжетом  для которой стали реальные исторические события из истории Вятского женского Преображенского монастыря.
 
В составе композиции есть и архитектурные элементы — храмы, колокольни, дома, пекарни. Есть тут и жанровые сценки — скотный и птичий двор, сенокос, крестный ход. Вокруг монастыря изображен город и его жители. Художница воссоздала законченную картину мира, с его прошлым, настоящим и мечтами о будущем.
 
Самым бесценным в Дымковской игрушке является ее сохранившаяся связь с прошлым и преемственность традиций. Современные художники, осваивая ремесло, никогда не пройдут мимо творчества старых художников-мастеров и обязательно изучат каждую работу, поскольку именно так можно понять суть Дымковской игрушки.
 
Только глубокое почтение к прошлому, изучение судеб и творений предшествующих поколений может дать основу для будущего. Это касается абсолютно всех сфер человеческой деятельности, но только солнечная Дымковская керамика, сохранившая жизнеутверждающие традиции народа, дает нам надежду на возрождение нации.
 








К началу страницы