Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Древние символы на Владимиро-Суздальских изразцах — значение и смысл

Нас часто спрашивают о символике «ярославских» изразцов, о значении всех этих рельефных птиц и животных, изображаемых на современных русских изразцах.
Поэтому мы решили в своей статье кратко рассказать об этом, обратив внимание нашего читателя, что древние символы не свойственны ярославской изразцовой школе, где применялись в основном разнообразные цветочные розетки, отличающиеся друг от друга числом лепестков. Зооморфные сюжеты, с полными символизма полуживотными и полуптицами, присущи Владимиро-Суздальской традиции и о ней пойдет речь в нашей небольшой статье.
Типичная ярославская цветочная розетка
Изразец муравленый с изображением Единорога из декора церкви Троицы в Костроме. 1650 год
Изразец с птицей Сирин из нашей коллекции древнерусских рельефов
Берегиня на рельефных изразцах
Лев из нашей серии Суздальских изразцовСерия расписных Суздальских рельефов

К середине XII века Владимиро-Суздальское княжество было крупнейшим на Руси, а Суздаль и Владимир четвертым и пятым по размеру городами. Архитектура этих городов была настолько самобытна, что сформировала собственную одноименную архитектурную школу.
Главным характерным признаком Владимиро-Суздальских храмов стала белокаменная резьба с фольклорными сюжетами или «звериным стилем» с различными элементами византийского происхождения, а также  греческого и персидского эпоса.
На стенах Владимиро-Суздальских храмов можно увидеть переработанных греческих персонажей — китоврасов, «обрусевших» потомков кентавров, грифонов — «собак Зевса», алконостов — райских птиц с человеческим лицом, их коллег сиринов — птиц-дев, восходящих происхождением к сиренам и многих других персонажей.

Итак, по порядку.

Китоврасы — они же кентавры — дикие существа, полулюди-полукони из греческой мифологии. Русские китоврасы восходят к талмудическим легендам о царе Соломоне и его противнике Асмодее, которого в славянских легендах заменил собой китоврас.

Единороги — происходят из древнеиндийского эпоса, однако, на Руси появились из Византии с раннехристианскими сочинениями.
Символизируют собой чистоту и невинность.

Грифоны —  «собаки Зевса» — огромные птицы с орлиным клювом и телом льва, стерегущие золото Зевса от аримаспов — циклопических людей, проживающих в северо-восточных землях.

Сирины — происходят от древнегреческих сирен — птицы-девы, как и сирены, зачаровывающие людей своим пением. Но в отличие от древнегреческих сирен, русские сирины не были демонизированы и более того, считались божественными птицами, предсказывающими будущее.

Алконосты — райские птицы с человеческим лицом — восходят к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка и несущей яйца в море, делая его спокойным на шесть дней пока не вылупятся птенцы.

Гамаюны — птицы-девы из мифологии древних персов, «предвещающие счастье».

Берегини — русалки из древнеславянского эпоса, имя которых происходит от слова «берег», живущие в воде и заманивающие людей в омут. Есть еще вариация этого персонажа в эпосе друидов. Также имеется аналогичный персонаж мужского рода Тритон (в русском варианте — Водяной) — сын Посейдона, зловредное демоническое существо,  как и Берегиня, вредящее людям. На рельефах изображаем в виде существа с рыбьим хвостом и бородой.

Соколы — благородные птицы — символ солнца и света, победы и превосходства, защиты и свободы. У славян символизируют собой силу, мужество, доброго молодца. 

Соловьи — символизируют любовь и радость, но иногда светлую печаль. 

Птицы — символы человеческой души, трепещущей и мятежной.

Полканы — полупсы-полулюди, они же песиглавцы. Более поздние персонажи, относимые к XIV-XV векам и символизирующие нехристь, «идолище поганое», «татарщину».

Львы — элементы апотропической магии — рельефные обереги от зла, стражи ворот и трона.

Семарглы — «семиглавы» — древнерусское божество, символизирующее собой семичленный древнерусский пантеон. По версии К. В. Тревера восходит к иранской мифической полуптице Сэнмурв с головой льва.

По своему происхождению все антропоморфные персоналии Владимиро-Суздальской резьбы, перенесенные позднее на изразцы, были языческими. Тем интереснее этот симбиоз в архитектуре Владимиро-Суздальских храмов, совмещавший в себе изображения христианских святых и символы старой дохристианской веры славян.

Некоторые из перечисленных персонажей есть и на наших изразцах Суздальской серии. Всего в нашей коллекции этой серии восемь рельефов и семь персонажей: сокол, птица, соловей, два льва, семаргл, кетаврас и грифон.

В статье использовались материалы Мифологического словаря издательства «Советская Энциклопедия», 1991 год.

О символизме графических орнаментов русских изразцов вы можете прочитать на этой странице.
 
Резной белокаменный КитоврасГрифон из нашей серии Суздальских изразцов
Птица Гамаюн на нашем панно для камина или печи
Соловей из нашей Суздальской серии изразцов
Семаргл из нашей серии Суздальских изразцов
Владимиро-Суздальский белокаменный лев
 


К началу страницы