Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Английская художественная керамика и фарфор

Мы уже писали об английских керамических каминах георгианской эпохи, называемой также эпохой Регентства (1714— 1830 годы), однако, английская керамика имеет более длительную историю с конца XVI века — с эпохи королевы-девственницы Елизаветы. Этот период в истории Англии не зря считается Золотым веком, поскольку именно тогда получили развитие все искусства — театр, живопись и конечно, керамика. Несмотря на то, что первая керамика была завезена на острова еще римлянами, после падения Римской империи художественная керамика практически не производилась и ее применение ограничивалось утилитарными нуждами.
Эпоха королевы Елизаветы характеризуется экспансией Великобритании на внешние рынки и обширной торговлей с маврами, Китаем и конечно, вечными друзьями-соперниками голландцами. Во многих английских графствах закупалась майолика из Италии и Делфта и, конечно, китайский фарфор.  В этот период китайский фарфор вызывал живейший интерес не только как объект отличной торговли, но и как предмет искусства, поскольку королева была образованной женщиной, говорящей на пяти языках, и не чуждой прекрасного.











 

Но несмотря на это, керамические производства Великобритании не патронировались королевой, как это происходило, например, во Франции и Нидердандах, а развивались, как полностью самостоятельные коммерческие предприятия, ориентированные на спрос. Королева задала моду эпохи, а производители керамики удачно воспользовались этим.

Вообще, следует заметить, что англосаксы всегда проявляли недюжинные коммерческие способности, позволявшие им превращать специфические отрасли, в которых крайне сложно достигать коммерческого успеха, в процветающие предприятия. Не малое значение для этого имели технологии, которые англичане активно внедряли на своих производствах. 

Именно в Англии был впервые применен, так называемый, transfer-printed — прием, позволявший переносить на керамику и фарфор любые сложные рисунки, не прибегая к услугам дорогостоящих живописцев. Но это было позже, а пока Джон Двайт (John Dwight) — керамист из Фулхэма разрабатывает свои первые соляные глазури и накладные рельефы. 

Конечно, существенным толчком для развития английской керамики стало распространение поделок Делфтских мастеров, которые довольно удачно копировали изделия из Китая и Японии, не считая, конечно, того, что это был не фарфор, а в лучшем случае фаянс. Однако, поскольку эта керамика стоила существенно дешевле, чем оригинальный китайский фарфор и была на него похожа, то спрос на нее среди среднего класса и буржуа был довольно высок. Конечно, англичане не могли упустить такую коммерческую возможность. 

Джон Двайт был дотошным человеком, поэтому его технологические изыскания увенчались успехом. Вообще, качество работы Двайта очень высоко. Достаточно увидеть погребальную скульптуру его дочери, Лидии Двайт, чтобы поразиться необычайной точности и проработанности каждой детали этой скульптуры — скорбные губы умершей девочки, кружевная накидка на ее лбу, букет цветов в ее сложенных маленьких ручках. Прозрачная глазурь на лице девочки как бы подчеркивает трогательность ее черт и глубокую печаль, испытываемую ее родителями. Скульптура очень эмоционально выдержана и демонстрирует недюжинные способности Джона Двайта, как художника.

Не зря Двайта называют «отцом» английской керамики, ибо на его работах учились все, без исключения, английские керамисты. Как рисунки Микеланджело в любой академии искусств являются пособием для начинающих рисовальщиков, так работы и технологии Джона Двайта стали стартом для дальнейшего развития английской керамики и фарфора.

В пятидесятые годы XVIII столетия было изобретено очень многое. Во-первых, это технология гипсовых форм, позволившая размножать керамику и отладить ее массовое производство.
Во-вторых, это так называемые «каменная масса», «яшмовая масса» и «базальтовая масса». В третьих, это новые глазури, необычайно близкие по своим цветам и фактурам к естественным цветам природы. Эти глазури изобрел Томас Уилдон Фентон — химик и керамист, выпускавший сервизы со скульптурным декором в виде фруктов и овощей. Его работы были столь похожи на настоящие фрукты и овощи, их глазурь была настолько «вкусная», что сервизы пользовались необыкновенной популярностью и их даже копировали на других керамических производствах Европы. 

Каменная масса — это материал очень близкий к фарфору, имеющий плотную спекшуюся структуру и низкую гигроскопичность, но пока еще не белый. Ее изобрели немецкие гончары, а Джон Двайт смог повторить рецептуру и добиться технологичности ее производства. Яшмовую и базальтовую массу изобрел всемирно известный Джозайа Веджвуд (Wedgwood) — керамист из династии потомственных гончаров и ученик Фентона. 

В 1768 году он получил массу, исключительной крепости, способной выдерживать механическое воздействие: ее можно было шлифовать, резать, полировать. Основой этой массы стал тяжелый шпат (барит).  Кроме своих исключительных физических характеристик, базальтовая масса была очень недорогая в производстве, однако, обладала превосходными декоративными качествами. Ее активно использовали для имитации древнегреческих ваз в период возвращения неоклассицизма и моды на все античное.

История Веджвуда интересна еще и тем, что является примером сублимации нереализованных возможностей в выдающиеся изобретения. В детстве он повредил ногу, поэтому не мог полноценно заниматься тяжелой физической работой на гончарном производстве. В итоге, всю свою энергию Веджвуд посвятил исследованиям, в чем ему помог Томас Уилдон Фентон, чьим учеником и партнером по бизнесу он стал.
Подход Веджвуда к производству керамических масс был основан на химических исследованиях. Вероятно, основой его успеха стало именно такое отношение, поскольку до него керамисты занимались  эмпирическими исследованиями — методом проб и ошибок. Ошибок было явно больше.

Второй его безусловной заслугой стало превращение керамики в высокое искусство. Веджвуд обладал непревзойденным вкусом, прекрасным коммерческим чутьем, что в сочетании с скрупулезной исследовательской работой в области химии превратило гончарную фабрику его отца в производство, чьи изделия восхищали не только современников, но и потомков. Наверное, Веджвудский фарфор не смог превзойти никто.

Изобретение Веджвудом его керамических масс стало тектоническим сдвигом в технологии керамики, сравнимым с изобретением самого фарфора. Развитие множества декоративных приемов, например, накладных рельефов, начало которым положил еще Джон Двайт, сформировало лицо империи Веджвуда на многие века. Камеи Веджвуда абсолютно уникальны. Таким владением материалом не могут похвастаться даже изобретатели фарфора — китайцы. Веджвуд использовал полупрозрачную матовую структуру фарфора и его высокую плотность для создания произведений искусства, в которых нежный кремовый рельеф как будто светится изнутри, а многоплановая композиция имеет феноменальную точность проработки.

Нередко случалось так, что Веджвуд видел чью-то реализованную работу и добавлял что-то незначительное от себя, а в итоге его работа превосходила первоисточник, вызывала восторг и бешеный покупательский спрос. Королева Великобритании присвоила Веджвуду звание «керамиста Ее Величества», когда ему было 36 лет. А императорские дома Европы заказывали у Веджвуда столовые и парадные сервизы. В частности, наиболее известен его «Сервиз с зеленой лягушкой», сделанный в 1773 году для российской императрицы Екатерины Второй.

Тогда же, в середине XVIII века на фабрике Споуд в Стаффордшире был изобретен костяной фарфор, который все еще относится к мягким фарфорам, но уже отличается своей белизной, полу-прозрачностью и «пением».

Вообще,  к концу XVIII века в Великобритании работало самое большое число мануфактур в Европе. Это мануфактура в Боу, где изобрели transfer-printed — перенос на керамику печатного изображения на бумажной основе с последующим обжигом — прародитель современной деколи. Мануфактура в Челси (Chelsea porcelain factory), где изобрели стекловидный фарфор и специализирующаяся, в основном, на статуэтках в стиле барокко. Она была объединена с мануфактурой Боу (Bow porcelain) и Дерби (Royal Crown Derby) в 1766 году Уильямом Дьюсбери. И многие другие, часть из которых работает до сих пор.

Следует отметить, что англичане не стремились особенно повторять китайские изделия и хотя существует целое направление english delftware, увлечение делфтскими сюжетами сошло «на нет» уже к 1760 году. Английская привязанность к садам и розовым кустам вдохновляла керамистов на активное использование этих мотивов. Множество расписных, рельефных деталей, часто позолоченных, почти полностью покрывали статуэтки и посуду — это стало фирменным английским стилем, узнаваемым до сих пор и копируемым многими художниками. 

Викторианская эпоха принесла свои собственные сюжеты и технологии. Часто они упрощались в угоду массовости и, увы, с ущербом для качества, как это произошло на знаменитой фарфоровой мануфактуре в Вустере (Worcester Porcelain) — еще одном крупном предприятии Великобритании.
А с середины XIX века начинается расцвет движения «Искусства и ремесла», давшего целый букет технологий и новых изобразительных мотивов. 

Об этом подробнее вы можете прочитать в нашей статье  «Уильям Френд де Морган и движение Искусства и Ремесла».












 


К началу страницы