Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Графические символы на изразцах

История появления и развития изразцового промысла вдвойне интересна тем, что очень наглядно демонстрирует созидательную силу народного творчества. Природа дала простой, пластичный и уникальный материал – глину («керамос» – в переводе с греческого означает – глина). И посмотрите на изразцы, результат вдохновения и труда мастеров,  – настоящие произведения искусства! Настоящие еще и потому, что изразцы находятся не где-то там, в музеях под стеклом, они присутствуют в нашем обиходе, в каждодневной жизни, формируя художественный вкус и эстетическую восприимчивость, благотворно влияя на наше психическое состояние. Это и есть подлинное искусство в действии.

Почву к появлению изразцов подготовил гончарный промысел. На гончарных кругах ремесленники изучали свойства и возможности глины, отрабатывали возможности разнообразия форм и пропорций. Гончарных дел мастера открыли, что глина, обожженная при высокой температуре, обретает такие ценные свойства, как огнеупорность и стойкость к химическим воздействиям. То есть гончарное ремесло дало миру керамику.
Геометрические изразцы на храме Василия Блаженного
Солярный символ на типичной ярославской розетке
Изразец с солярным символом руническим символомКерамический фестский диск с рунами, предположительно, славянского произхождения
Изображение древа жизни на старинном изразце
Узелковый орнамент на древнерусском изразце
Геометрический орнамент на изразце
 

Изразцы и есть разновидность керамики, только архитектурно-декоративной. Использовались они для внутренней и внешней облицовки, изначально, храмов, затем – дворцов.  То есть,  первыми изготовителями и заказчиками изразцов, как декоративных элементов, были священнослужители. Они обладали и средствами для организации производства, у них была сильная мотивация – обустроить свой храм наилучшим образом (чтобы в округе не было подобных), и они умели накапливать, изучать и применять знания и опыт народных мастеров.

Как и любое декоративно-прикладное искусство, изразцовый промысел, имеющий ярко выраженную изобразительную направленность, аккумулировал знания и представления людей об окружающем мире. Многочисленные археологические находки подтверждают это.

Изображения на изразцах отражали не только быт, вкусы и обычаи народа, но и магические, тайные знания о мире. Сакральные изображения на изразцах, при всем их многообразии, можно разделить на несколько групп. Самая загадочная и древняя – группа геометрических символов.

Надо признать, что для российской школы (Суздаль, Псков, Москва, Владимир, Рязань и др.) геометрический орнамент в чистом виде не свойственен. Чаще он используется в сочетании с растительными мотивами. Четкая геометрия прослеживается в изразцовой керамике на западных территориях – Украина, Польша, Болгария. Однако, солярные знаки, узелковая письменность, рунические знаки нашли свое отражение в большей или меньшей степени в храмовой архитектуре древней Руси. 
Итак, графические символы в изразцовом искусстве.

Солярные знаки

Появление солярных знаков, как таковых, относят к очень давнему, дохристианскому периоду. Люди быстро поняли, что от Солнца зависят и урожай, и жизнь племени. Поэтому, практически, у каждой общины был свой набор «солнечных» знаков, наделенных смыслом, силой и магией. Кстати, славянская солярная символика не содержит ни одного «темного» по содержанию знака. Она отражает только светлые силы, оказывающие помощь человеку в процессе выживания.

Коловрат – основной символ славянской символики, насчитывающий около 144 вариантов исполнения. Этот культовый знак, главный оберег славян, легко перешел в христианство, но в другой интерпретации  (в христианской религии Солнце ассоциируется с Иисусом Христом).  Не только языческие, но и православные древние храмы украшались солярными знаками. Так, в Софийском соборе можно увидеть пояса из плиток с изображением солярных знаков. Можно встретить эти магические символы в Эрмитаже. В тронном зале украшен потолок керамикой с изображением солярных знаков.

Рунические символы

Изразцовое искусство не зря считается народным. В нем буквально запечатлены исторические и культурные вехи развития, которые оказываются порой гораздо более древними, чем мы себе представляем. Это в полной мере относится и славянскому руническому письму.  
Многочисленные археологические находки указывают на существование у славян письменных знаков – рун («черты и резы»), которые синтезировали мифологию, язычество, магическое искусство. Найденные археологами керамические фрагменты с руническими знаками датируются  I–IV векам от Р.Х. 

Отголоски узелковой письменности

В дизайне изразцов древних храмов можно обнаружить и следы узелковой письменности, существование которой воспринимается исследователями весьма осторожно, но отголоски  которой находят многочисленные подтверждение в народном фольклоре, в фразеологизмах, дошедших до наших дней (узелок на память, намотать на ус), в орнаменталистике. Предполагают, что этот вид письменности был доступен жрецам, и использовался в сакральном аспекте как священное письмо для украшения храмов. Изображения петель и плетений, которые также содержали определенное мировоззренческое толкование, отличаются плавностью, спокойствием, симметричностью.

Ромбо-меандровые мотивы 

Среди изразцовых орнаментов можно найти и другую символику геометрических знаков.
Ромбо-меандровый орнамент был широко распространен на территории России и присутствует на самых древних образцах керамики. Вариации ромба с многочисленными дополнениями в виде точек, крючков, крестов, линий являлись сакральными магическими знаками. К примеру, ромб, разделенный на 4 части по срединам сторон символизировал защиту и благополучие дома-очага, ромб с точкой внутри – плодородие, чистый ромб обозначал мать-Землю.

Изразцы с геометрическими узорами можно увидеть на таких известных объектах, как  шатер храма Василия Блаженного (прямоугольники, ромбы с диагоналями), церквей Ярославля (изображения ромбов), фризы Крутицкого терема (перекрученные линии поясов-опоясок), изразцы Александровской слободы (круги и кольца), Софийский собор (круги, ромбы, шестиугольники)  и др.

Словом, орнаменты на изразцах – тема обширная и глубокая. Рассмотреть ее в рамках одной статьи не представляется возможным. Однако вывод из вышесказанного можно сделать следующий – для славянского и российского изразца не свойственно натуралистическое изображение, для него характерны такие  качества, как обобщенность, условность, символизм, отражающие восприятие и понимание картины мира. 

О зоо- и антропоморфных символах на Владимиро-Суздальских изразцах вы можете прочитать в этой статье.
 
Мезенская роспись с солярными и руническими символами
Солярный символ на западно-славянском изразце
Древний солярный символ на изразце
Изображение древа жизни с элементами узелкового орнамента на печи работы наших коллег из мастерской Клинская Керамика
Изразец с узелковым орнаментом наших коллег из мастерской Русские изразцы
Смоленский изразец с узелковым орнаментом производства предприятия БудниковаИзразцовый камин  с русской символикой наших коллег из компании Артбазл


К началу страницы