Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Изразцы в Коломенском дворце Алексея Михайловича

Вершиной русского допетровского зодчества общепризнанно считается Дворец Алексея Михайловича Романова в Коломенском. Построена царская загородная резиденция по указу государя в 1667-1672 г. руками лучших мастеров (иконописцев, строителей, изразечников, живописцев) собранных со всех уголков Руси — Костромы, Пскова, Вологды, Пскова, Великого Устюга. Сохранилось предание, что в 1668 г. царь Алексей Михайлович лично одарил мастера Игнашку Максимова отрезом ткани за показ изготовленных им изразцовых кафель. Как выяснилось, мастер был выходец из Белоруссии. Очень даже вероятно, что изразечник Максимов Игнат, в числе прочих, принимал участие в строительстве дворца. 
 
Коломенский дворец
Внутреннее убранство дворца Алексея Михайловича в КоломенскомИзразцовая печь с муравлеными изразцами в молельной комнате царицыПечь с вазонами, реконструированная по изразцам мастерской Степана Полубеса
Изразцовая печь в Коломенском дворце
 

Дворцовый комплекс являет собой множество красивейших,  деревянных зданий (теремов) с остроконечными крышами, объединенных переходами и сенями. Всего во дворце – 26 теремов, и ни один из них не повторяется в точности. Дворцовые постройки объединяют пять отдельных архитектурных объектов — покои государя, государыни, старших царевен, младших царевен и царевичей. Площадь сооружения — более семи тысяч квадратных метров. Размах, великолепие, самобытность сооружения поражали воображение иностранцев и соотечественников тогда, и не перестают восхищать сейчас.

Из письма французского композитора Г. Берлиоза: «Я видел много, многим восхищался, многим бывал поражен, но древняя Русь — та, что предстала перед нами в памятниках Коломенского, — это из области того, что я видел самого удивительного.»

Наследники царя, Федор, Петр и Екатерина, время от времени вносили свои коррективы в обустройство дворца. Федор Алексеевич построил в летней царской резиденции великолепную Столовую палату. Петр Алексеевич часто бывал во дворце и по его поручению архитектор Земцов М.Г. организовал работу по укреплению построек. Был подведен каменный фундамент под бревенчатые стены.  

Исследователями также найдены следы строительства «петровских» печей с гладкими бело-синими голландскими изразцами, которые очень диссонировали с общим насыщенным, ярким и пульсирующим стилем интерьера.  Самые большие изменения случились во время правления  Екатерины Второй. По ее указу, в 1767 году царский дворец в Коломенском был разобран.

Сейчас на берегах Москвы-реки мы можем любоваться максимально точной копией дворцового комплекса, воссозданной в 2007-2010 годах по оригинальным чертежам. И если современные технологии использовались в инженерных несущих конструкциях (возведение фундамента и стен), то аутентичность внутреннего убранства подтверждается исследователями полностью.

Само собой разумеется, что в XVII веке, в период расцвета декоративно-прикладного изразцового искусства, строительство такого масштабного архитектурного сооружения не могло обойтись без изразцовых печей. Комнат во дворце было много — 270, площадь остекления большая — более 3000 окон. Но система отопления огромного здания, вернее комплекса зданий, обустроена на удивление гениально просто и экономно.

Большие отопительные плиты были расположены в подклети, под первым этажом, а горячий воздух поднимался вверх, с этажа на этаж, по проводным трубам, обогревая палаты. Собственно, во многих комнатах были возведены камины («комены с закрышкой»), имитирующие печи. Топки в печах отсутствовали. Они служили, своего рода декором, облицовкой  проводных труб. Изразцовая рубашка печной конструкции нагревались от проходящего горячего воздуха, и распространяла живительное тепло по комнате.  В царских палатах всего было установлено 16 печей — одна фигурная, шесть круглых и девять прямоугольных.

Печи, безусловно, были «… богато и зело украшены» изразцами ценинными и поливными, изготовленными в мастерских Гончарной слободы. И хотя дворец декорировали для царя с большим размахом, разнообразием и роскошью, изразцовые печи являются доминантными объектами в экстерьере покоев, где они установлены. Печи действительно великолепны — высокие, от пола до потолка, многоярусные, на изящных, фигурных ножках-столбиках. Ярусы сужаются к потолку, границы  между ними оформлены искусной профилированной керамикой  (валиками, карнизными и поясковыми изразцами). Верх печи, как правило, увенчан красивым, рельефным, выступающим карнизом и ажурными городками. 

Дворцовые печи — похожи по форме, но очень разные по дизайну. В мыльне — большая печь, облицованная муравлеными, рельефными изразцами, поблескивает яркой глазурью. В комнате царевича «прямоугольная» печь завораживает взгляд ковровым растительным узором в бежево-зеленых оттенках. В Думной палате печь украшена наборами изразцов, на которых красуются изящные вазы, орнаменты из распустившихся цветов и листьев.

Ценинные изразцы с изображением разных птиц — аистов, глухарей, голубей, восседающих среди красочных цветочных орнаментов на бирюзовом фоне, можно увидеть на печи в опочивальне. В царской приемной стоит монументальная печь, оформленная в имперском стиле. Сверху донизу — большие изображения символов государства Российского — двуглавых орлов в овальном обрамлении растительного орнамента. Их почтительно и внимательно рассматривали иностранные послы, дожидаясь царского приема. 

В хоромах женской половины дворца мало четырехугольных печей, в основном все круглые. Выглядят они очень изящно и мягко. Печи также высоки (если не сказать — стройны), до потолка, и также покрыты ковровым узором изразцовых плит. Сверху и снизу они окаймлены рельефными выступающими карнизами, арочками, городками.

Так, в Престольной палате царицы, под фреской  «Времена года» возвышается необычайно красивая печь, украшенная наборами по 4 плитки с изображением букета цветов по центру на светлом фоне в ромбовидной рамке-орнаменте. Роспись на изразцах выполнена в приятных пастельных тонах желто-зеленой и коричневой гаммы. 

В молельной комнате государыни печь облицована поливными рельефными изразцами (муравлеными) — дабы не отвлекать взор и мысли от молитвы созерцанием. Примечательно, что реконструкция этой печи производилась на основе изразцовых плит, найденных  при археологических раскопках  в Коломенском.  

Время наложило свой отпечаток — печь не блистает яркими красками, изразцы неравномерно окрашены, местами покрыты трещинами. Ведь плитки долго находились под слоем земли (не самый удачный вид хранения). Но с другой стороны — это «живой» отпечаток времени, перед которым поневоле останавливаешься с благоговением, вслушиваясь в дыхание столетий.

Все великолепное убранство дворца, в том числе изразцовые печи, воспроизведено по скудным описаниям, сохранившимся оригинальным чертежам и найденным археологами обломкам керамических плиток при раскопках на Государевом дворе, в различных культурных слоях Коломенского.

По небольшим фрагментам реставраторы-керамисты воссоздавали изображение и проводили кропотливую работу по реконструкции изразца. Из восстановленных изразцов составлялась уже картина поверхности печи. Затем заказывались изразцы, работали современные печники и изразечники. Благодаря усилиям и таланту сотен людей мы сегодня имеем возможность окунуться в атмосферу художественной полифонии царского дворца династии Романовых XVII века.
 


К началу страницы