Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Две истории пирогранита

Есть такое выражение «идеи витают в воздухе», и оно не лишено смысла. Если проследить истории самых выдающихся изобретений, то окажется, что параллельно с автором того или иного открытия одновременно работали в этом же направлении в разных уголках планеты еще несколько человек, и либо тоже пришли к такому же результату, либо были близки к нему. Это – преамбула, смысл которой станет понятен при дальнейшем прочтении.

Речь пойдет об особой архитектурной фасадной керамике, имя которой пирогранит. Технология производства такова (прессование под давлением около 500 кг/см², однократный обжиг при температуре 1200-1300°С), что на выходе получается, фактически, камень, по техническим и эксплуатационным характеристикам. Для использования его в качестве фасадного облицовочного материала особенно важны такие свойства, как морозоустойчивость и влагонепроницаемость. Именно эти качества у данного вида керамики просто фантастические: влагопоглощаемость – менее 0,01-0,5%, морозостойкость – более 150 полных циклов. Поэтому ни сезонные перепады температур, ни снегопады, ни кислотные дожди этой керамике не страшны в принципе. 
Музей геологии в Будапеште, облицованный пирогранитом Жолнаи. 1896 год
Церковь Матьяша. Будапешт
Культурный центр Жолнаи в Печ
Музей прикладного искусства в Будапеште. Архитекторы Эден Лехнер и Дьюла Партош. Жолнаи
Пирогранитная черепица предприятия Жолнаи
Пирогранитная черепица предприятия ЖолнаиПирогранитные кирпичи с различными клеймами
Боровичевский пирогранитСувенирная плитка В память о первом заказе. Музей в Боровичах

История первая. Если вы бывали в Европе, то помните неповторимый шарм, красоту и оригинальность архитектурных строений некоторых европейских городов. Вена, Будапешт, Печ, Кечеме и др. изобилуют нарядными, яркими, мозаичными крышами и облицовкой стен, над которой, кажется, не властно время (или почти не властно). Сделана эта красота из пирогранита.

Бросить вызов разрушающей силе времени удалось Вилмошу Жолнаи, человеку творческому, пытливому, технически грамотному, сумевшему почти полтора  столетия тому назад объединить строительные технологии с искусством живописи и скульптуры. Создав новый вид керамики – пирогранит, он обеспечил всю Европу надежным, долговечным фасадным материалом. А поскольку Жолнаи в душе был художником, то он просто не мог не дополнить потрясающую функциональность пирогранита такой же потрясающей красотой эозиновой глазури. За эти выдающиеся изобретения Вилмош Жолнаи в 1878 году на Парижской Всемирной выставке был удостоен Ордена Почетного легиона, а возглавляемое им предприятие награждено золотой медалью. 

Жизнь изобретателя проходила в творческом поиске новых технологий, форм, способов выражения неиссякаемых идей. Изумительная мозаика крыш и облик стен Почтового сбербанка, Кальвинистской церкви, центрального рынка, музея прикладного искусства в Будапеште, Культурного центра, здания почты в Печ – это лишь немногие примеры удивительно красивого  декора средствами фасадной керамики Жолнаи. А его фарфор, предмет национальной гордости Венгрии, вообще описать невозможно, его надо только видеть, наблюдать глубину и переливчатость эозиновой глазури, созерцать изящество форм, четкость и совершенство росписи.

Компания, возглавляемая Жолнаи, переживала вместе со страной разные события и перипетии. До наших дней она дошла в виде объединения трех предприятий Zsolnay Porcelánmanufaktúra Zrt, которые продолжают и развивают дело своего талантливого учителя по сей день. Более подробно о творчестве Вилмоша Жолнаи вы можете прочесть в нашей статье «Уникальная керамика Жолнаи».

История вторая. Приблизительно в то же время в Российской глубинке – в Боровичах Новгородской губернии началось интенсивное строительство заводов по производству огнеупорного кирпича и керамики (чему в большой степени способствовали залежи уникальных огнеупорных глин). Собственно, мощный толчок развития получила вся страна, после отмены крепостного права 19 февраля 1861г.
Как грибы после дождя росли мелкие и средние предприятия, строились сталеплавильные, машиностроительные заводы, прокладывались железные дороги. Промышленная керамика была нужна везде, тем более, что российские огнеупоры оказались по качеству лучше и дешевле дорогих «аглицких». 

В 1861 г. князь Михаил Голицын (потомок старинного княжеского рода) открыл завод огнеупоров в Боровичах, который вначале назвали «Терракота». Так бы и функционировал завод «Терракота», наращивая производство и обеспечивая растущие запросы промышленности, если бы не один беспокойный мастер, работавший у М. Голицина. Звали его Веселов Матвей. В свободное от работы время изучал сорта местных глин, смешивал различные образцы, что-то колдовал с гидравлическим прессом, получал какие-то кирпичики и плитки, обжигал их в своем «…отдельном домичке с горном». В помощниках у него был глухонемой рабочий, единственный, кто знал о его опытах.

В один прекрасный день Веселов предъявил заводскому управлению кирпичи и плитки темно коричневого цвета, покрытые непрозрачной глазурью. Когда плитки подвергли испытаниям, оказалось, что они обладают потрясающими техническими характеристиками по твердости, водонепроницаемости, морозостойкости.

Плитки назвали «огненный гранит» или пирогранит, и запустили в производство, как уникальный облицовочный материал, а завод переименовали с «Терракоты» в «Пирогранит». Изделия завода, со слов современных исследователей «… соответствовали по своим характеристикам определению клинкера – искусственного камня, полученного из глины путем ее обжига до полного спекания массы, однако без остеклования поверхности».

Эти пирогранитные плитки и были представлены в 1889 г. в  Париже на Всемирной выставке, куда их доставили управляющий заводом Василий Голицын (брат Михаила Голицына) и сам изобретатель Матвей Веселов. С выставки они привезли Большую серебряную медаль и Диплом за высокое качество изделий. На родине завод получил право изготовить облицовку для колокольни храма Спаса-на-Крови. На плитках изображены гербы российских губерний, уездов и городов. Герб Боровичей также удостоился чести быть расположенным в этом «иконостасе». 

Вскоре завод получил большой заказ от англичан на производство нескольких миллионов штук фасадных пирогранитных плит. Владелец завода, князь Голицын, очень вдохновился такой перспективой и даже велел изготовить сувенирную плитку с собственным клеймом и надписью «В память о первом заказе» (ее можно увидеть в музее г. Боровичи). На такую мелочь, как прописанное в контракте требование заказчиков одноцветности изделий, князь внимания не обратил. Но приказал Веселову, чтобы тот раскрыл состав и тонкости технологии пирогранита. Матвей Веселов оказался не лыком шит, и, по всей видимости, запросил приличную цену за свое изобретение. В результате, вышла крупная размолвка между владельцем завода и мастером-новатором.

Вспыльчивый и недальновидный князь одним махом уволил Веселова (сказался опыт крепостника), надеясь, что сам может справиться с задачей. Однако, этого не произошло. Заказ англичан остался невыполненным, и М. Голицын разорился на этом многообещающем деле, а Матвей Веселов вскоре в безвестности умер.

Впоследствии, завод переходил от одного владельца к другому – и это уже другая тема. Но воспроизвести пирогранит Веселова так никому и не удалось. Это пытались сделать и в советское время, когда возникла необходимость в облицовочном материале для метростроя. Но тщетно.
Вот такие две разные истории о пирограните и его изобретателях.
Пирогранитная черепица Жолнаи на здании Почтового сбербанка. Будапешт

Здание в Кечкемете архитектора Одона Лехнера с майоликой и пирогранитом ЖолнаиГеологический институт
Пирогранит из Боровичей на Храме Спаса на крови в Санкт-ПетербургеПирогранит из Боровичей на Храме Спаса на крови в Санкт-Петербурге

Матвей Веселов, завод Пирогранит, конец XIX века


К началу страницы