Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Ярославская архитектурная керамика

Ярославская архитектурная школа стала совершенно самостоятельным явлением в мировом зодчестве — уникальным, самобытным и очень красивым. В итоге, она определила не только архитектурное лицо древнего Ярославля, но и, на наш взгляд, стала вдохновителем ренессанса русского стиля, квинтэссенцией возрождения неорусского направления в архитектуре конца XIX начала XX века.
 
Церковь Рождества Христова, 1635 год
Изразцы на Храме Николы Мокрого
Храм Николы Мокрого, 1665 год
Терракотовые изразцы на Храме Николы Мокрого
Церковь Богоявления, 1684 год
Церковь Иоанна Предтечи. 1687 год
Успенский Собор Ярославля
Изразцовые панно на Успенском Соборе Ярославля
 


Ярославль — город без определенной даты рождения, поскольку есть несколько версий его возникновения, в том числе, весьма экзотические. Официальной датой основания принят 1010 год, когда по преданию на мысе над Стрелкой (соединение рек Волги и Которосли) Ярославом Мудрым был заложен город и построен Ярославский Кремль.

К XIII веку новый город уже превосходил по числу каменных сооружений Ростов Великий, а к началу XVII века Ярославль стал вторым по численности и третьим по торговому обороту городом России.


Ярославль — купеческий город. К 1630 году в городе насчитывалось самое большое число купцов первой гильдии в России и было 29 торговых представительств различных зарубежных компаний. Поэтому основными меценатами Ярославля, конечно, были купцы.


В этот период в городе ведется бурное строительство, во время которого и были заложены основные принципы ярославской архитектуры.
Изменение традиционных пропорций в храмовом строительстве, разделение архитектурных объемов при помощи декора, а также полная подчиненность декоративного оформления иерархическому сопоставлению объемов — вот ключевые особенности ярославского зодчества, позволившие ярославским мастерам непринужденно и тактично играть архитектурными элементами и превращать крупные площади стен в причудливые разноцветные поляны изразцов и рельефных деталей, захватывающих зрителя своей игрой цвета, света и формы.


Ярославль достаточно сильно пострадал во время событий 1917—1918 годов. Да и позднейшая «национализация» храмов с последующей передачей их под склады, не улучшила сохранность древних памятников русского зодчества. Однако, такая ситуация была во многих русских городах и нам остается только радоваться, что красивейшая часть ярославской архитектуры XVII века сохранилась достаточно хорошо. По крайней мере, глядя на эти изумительные строения мы можем насладиться их красотой и составить себе яркое преставление о ярославской архитектурной керамике.


Красные гончарные глины — это основной ресурс ярославских земель, поэтому в Коровницкой слободе (Коровниках) в XVII веке работают «записные кирпищики» — гончары и изразечники Ярославля, прославившие город на всю страну.

Ярославские изразцы на храмах это не только классическая цветочная розетка, но и разнообразные т.н. «московские» сюжеты с древом жизни и птицами, изразцы «суздальского» стиля с различными символическими животными, а также поливные изразцы Новгородской и Псковской школы.


К слову сказать, первые храмы Ярославля несли в себе стилистику новгородских храмов и венецианские архитектурные традиции XV века. По строению и декору это были довольно аскетичные побеленные здания, декорированные штучными «муравлеными» изразцами изумрудного цвета или вовсе без изразцового декора.


Например, церковь Николы Надеина, законченная в 1620 году — первый храм, построенный после смуты. Этим храмом была заложена новая традиция для купечества — строить каменные церкви. Поэтому в центре Ярославля было возведено множество церквей со специфическим «купеческим» строением — на крупной подклети, в которой купцы хранили свои товары «у Христа за пазухой», возвышается собственно сам храм, с главками и колокольней.  Следует заметить, что посадские и слободские храмы Ярославля, построенные на соборные средства прихожан таких подклетей не имели.


Первым храмом в Ярославле с применением изразцов стала Церковь Рождества Христова — 1635 года постройки. На ней, как раз, те самые «муравленые» изразцы, горящие изумрудными искрами на белоснежной стене храма, пришедшие в Ярославль из Новгорода и Пскова. 


Высшего расцвета Ярославль и его архитектура, достигли к концу XVII века. Тогда были построены жемчужины ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка, церковь Николы Мокрого, церковь Богоявления, церковь Иоанна Златоуста в Коровниках и другие. Богатство изразцового декора этих церквей впечатляет.

Новые приемы были впервые применены в церкви Иоанна Златоуста, когда при перестройке храма в 1680 году в его стенах были прорублены новые окна, получившие изразцовый декор наличников сложной конфигурации и угловые полуколонны с изразцовыми вставками на капителях. 

Однако, изразцами ярославская архитектурная керамика не исчерпывается. Никто до ярославцев не применял так активно красную неглазурованную архитектурную керамику в качестве декора. Тут и разнообразные валики, арки, витые элементы — расписанные холодным способом или без какого-либо покрытия — чисто кирпичные. Первыми ярославцы применили и глазурованный кирпич — с рельефом и без него.


Большим рельефным разнообразием отличаются ярославские церкви конца XVII века. Именно это разнообразие, в сочетании с ордерным размещением декора, стало позднее основой для неорусского стиля, так любимого многими до сих пор.


Апофеозом ярославского зодчества стал храм Иоанна Предтечи — самый крупный из ярославских храмов XVII века. Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1687 году на правом берегу реки Которосли. Она имеет пятнадцать глав и высоту 45 метров.


Изразцовый декор церкви необыкновенен, а в отделке активно применяется все разнообразие неглазурованной архитектурной керамики. Врата и оконные проемы, стены, арки полностью декорированы кирпичными рельефами и объемными керамическими формами. На храме, вероятно, нет ни одной гладкой стены, все его вертикальные поверхности отделаны рельефными витыми и резными элементами, а где нет декора, поверхности изогнуты, либо расписаны, что также придает стенам объем.


Внутренние помещения храма имеют изощренную темперную живопись — от пола до свода храм расписан фресками со сценами из Ветхого и Нового завета. В росписях стен церкви Иоанна Предтечи представлен единственный в своем роде полный церковный календарь. И хотя состояние храма оставляет желать лучшего, многие нижние изразцы подверглись вандальному разрушению в 90-е годы XX века, он производит ошеломляющее впечатление. Можно представить себе, как мощно он выглядел сразу после завершения строительства!


Ярославцы восстанавливают бесценные творения своих предков и строят новые храмы.


Успенский Собор Ярославля построен в 2010 году на месте кафедрального православного храма древней Ростово-Ярославской епархии, снесенного в 1937 году. Хотя по своей архитектуре этот собор скорее близок к московским храмам, но в его декоре активно использовалась глазурованная архитектурная керамика — керамические орнаментальные панно на крыльце, изразцовый фриз «Павлинье Око» на барабане главного купола и, конечно, потрясающая рельефная керамика над входами в храм, где размещены огромные керамические иконы Успения и Вознесения Богоматери работы талантливого ярославского художника-керамиста, реставратора Евгения Тарабина.



Благодарим за организацию экскурсии по изразцовому Ярославлю гида Светлану Волкову.
 
Церковь Ильи Пророка, 1647 год
Изразец на Храме Иоанна Предтечи
Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. 1680 год
Изразцы на храме Иоанна Златоуста в Коровниках.
Церковь Иоанна Предтечи. 1687 год
Рельефная архитектурная керамика и изразцы на храме Иоанна Предтечи. 1687 год
Фрески в храме Иоанна Предтечи. 1687 годЦерковный календарь на стенах церкви Иоанна Предтечи. 1687 год
Рельефное керамическое панно с иконой Успения Богородицы работы Евгения Тарабина
Рельефное арочное обрамление входа в Успенский храм
 


К началу страницы