Слово «азулежу» произошло от арабского الزليج‎‎ (зулляйдж — «глазурованная плитка»). Керамические плитки и мозаики являлись неотъемлемой частью средневекового мавританского зодчества, поэтому арабы, при колонизации Пиренейского полуострова, принесли их с собой в Испанию — где они стали называться «асулехос», и Португалию — где они произносились «азулежу». 

Надо заметить, что тот период, когда на Пиренейском полуострове царствовали арабы, на азулежу изображались только геометрические рисунки и различные орнаменты, абстрактные символы и узоры – то есть ничего одушевленного, поскольку изображение живых существ не приветствуется в исламе. И хотя антропоморфные изображения встречаются в мусульманских домах – в основном, это исключения, подтверждающие правило. Однако, реконкиста изменила изобразительные принципы и более поздние азулежу являются одним из уникальных примеров исламо-христианского симбиоза в искусстве Пиреней. 

Самые ранние азулежу имели сочетания четырех цветов – синего, зеленого, желтого и белого. Но преобладающим цветом в азулежу все равно был синий, поскольку по арабской мифологии именно синий цвет защищает от злых духов.

После реконкисты и изгнания арабов с полуострова, изобразительная традиция азулежу изменилась только в сюжетном смысле – португальцы и испанцы стали изображать людей и животных, а керамические панно перестали быть чисто орнаментальными и превратились в большие картины с бытовыми или религиозными сюжетами. Но цветовая гамма осталась прежней – синее на белом.

И хотя сине-белая цветовая гамма была привнесена из Дельфта, но и в самом названии «азулежу» имеется корень «азул», что в испанском и португальском языках означает «синий».

Поэтому совершенно неудивительно, что классические португальские и испанские азулежу – это монохромное сочетание белой глазури и синего кобальта. 

Азулежу является частым украшением фасадов домов, размещаясь на которых, он как будто бы охраняет владельцев от сглаза. Но кроме языческого верования в азулежу, как защитника от бед, безусловно стоит обратить внимание на его практическую пользу, ибо керамические облицовки защищают не столько от злых духов, сколько от жары летом и сырости зимой. 

Самые старые образцы азулежу – в замке тамплиеров в Томаре Конвенту-де-Кришту, который был построен в середине 12-го века.
Азулежу на Пиренеях повсюду — на домах и храмах, на вокзалах и дворцах, простые орнаменты и сложные живописные панно.

Порой вызывает изумление утилитарность размещения и даже некоторая обыденность этих прекрасных образцов старинного искусства.

Но в этом проявляется противоречивость пиренейского характера, где в горячем сплаве соединились несовместимые на первый взгляд вещи – строгость инквизиции и темперамент жаркого юга.

Отзывы наших клиентов

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100