Создавая материал о керамике Поля Гогена, мы не могли не обратить внимание на керамические шедевры доисторических цивилизаций Южной Америки, в первую очередь перуанских — древних цивилизаций Моче, Наска и Инков.
Именно свое впечатление от артистизма, драматизма и декоративности их работ пронес из своего детства через всю жизнь и реализовал в собственных работах Поль Гоген.
Именно их исчезнувшее очарование он искал в искусстве полинезийцев и пытался сохранить от разрушения современными «конкистадорами», как величайшую ценность человеческой культуры.
Древний Перу был резиденцией нескольких андских цивилизаций, в первую очередь, инков, чья империя была захвачена испанскими конкистадорами в 1533 году.
Во время правления Инков керамика в Андах была искусством, распространенным в регионе в течение уже нескольких тысяч лет. Одной из характерных черт керамики Инков является то, что она не изображала людей. В отличие от керамики других культур, которые процветали до Инков.
В рисунках на керамике Инков преобладали геометрические узоры и орнаменты, а также изображения животных. В ней было уже гораздо меньше артистизма и мощи, свойственных керамике более ранних цивилизаций, таких Моче и Наска.
Цивилизация Моче (культура Мочика, Ранняя Чиму) существовала в северном Перу со столицей около современного города Трухильо примерно с 100 г. н.э. до 800 г. н.э.
Лучшие образцы керамики, созданной людьми древних цивилизаций до империи Инков, относятся к цивилизации Моче, которая процветала от 100 до 700 г. н.э. в северной части перуанского побережья.
Моче применяли литейные формы и ручную лепку, поэтому создали большое количество весьма специфической керамики. Они делали антропоморфные керамические предметы, изображающие фигуры и лица людей, тела животных.
В доинковой цивилизации они стали единственными из всех, кто использовал лепку и изображал в своих гончарных работах сложные реалистичные объекты с точной детализацией, вплоть до выражения лиц и эмоций на них.
Основные цвета Моче это – охристый, терракотовый, красный, черный и белый.
Керамическое творчество Моче широко освещало все стороны человеческой жизни, сюжетные линии были разнообразны — от мифологических и религиозных сюжетов до бытовых и сексуальных сцен.
Изображения мифических существ в росписи на посуде, зверей, обитающих в воздухе, на земле и под водой встречаются повсеместно. Чаще всего рисовали Рекуая — мифического зверя, похожего на хищников семейства кошачьих, обитающих в Андах.
Сосуды, выполненные в виде антропоморфных фигур людей несравнимы с подобными в других культурах доколумбовой Америки. Непохожесть и индивидуальность изображений, четкость техники и ее мастерство вызывают изумление и недоверие к бытовому применению этих сосудов, ибо каждый из них похож на предмет чистого искусства.
Цивилизация Наска (культура Наска) существовавала на плато Наска, южнее цивилизации Моче с 200 г. до нашей эры по 550 г. нашей эры.
В отличие от керамики цивилизации Моче, керамика Наска не обладала реалистичностью изображения, формы и рисунки были стилизованные, удлиненные и угловатые. Наска не применяли ручную лепку, а изобразительные сюжеты тяготели к геометрическим рисункам, хотя часто встречались и изображения людей, зверей, рыб, птиц.
Империя Инков — крупнейшее по размерам государство Южной Америки, уничтоженное испаскими конкистадорами и существоавшее с 11 по 16 век н.э..
Керамика в цивилизации Инков применялась в двух назначениях – в бытовых и культовых целях. Культовая керамика, известная как Уако, была довольно сложной и разнообразной по художественным приемам.
Ее делали специально для церемониальных целей и ритуалов, например, для размещения в могильниках, где хранилась еда и напитки погребенных для их посмертного путешествия. Тончайшая керамика производилась для религиозных церемоний и жертвоприношений богам Инков.
Керамика для повседневного использования, как правило, была грубее и проще. Наиболее распространенной посудой Инков был сосуд в форме бутылки с круглой ручкой сверху, из которой торчал носик.
Были также популярны керамические амфоры, произведенные в больших количествах, поскольку их отливали поточно из пресс-форм, в то время как сосуды с носиками-ручками были полностью ручной работы.
Керамика окрашивалась с использованием полихромной техники с включением изображений животных, птиц, кошек (особенно популярных в культуре Чавин) и геометрических узоров, перешедших к Инкам из керамики Наска.
Одной из характерных форм керамики Инковбыл кувшин для праздничных напитков Arbalo, имеющий длинное горлышко и коническое дно.
Вся доколумбовая керамика насыщена колоритом и очень декоративна. Она характерна, узнаваема и несет в себе краски буйной природы Латинской Америки.
Древние цивилизации, к сожалению, погибли. Однако, современные художники-керамисты по-прежнему черпают вдохновение в насыщенности и чудесной декоративной мощи керамических работ древних мастеров.
Искусство современной Латинской Америки представляет собой сплав колорита доколумбовых цивилизаций и европейского искусства.
Отзывы наших клиентов
Печь с шишками
Билибинская изразцовая печь
Панно Святая Иустина
Северный портал банной печи
Изразцовый камин Арнуво
Камин Шиповник
Охотничий камин
Мятная печь с деревом
Панно Птицы в ветвях