В начале VIII века вестготская Испания пала под нашествием арабов, уже захвативших к тому моменту Северную Африку, Аравию и Сирию. Следует отметить, что мусульмане принесли на Пиренеи довольно мощный объем культуры, включающий блестящее знание медицины, химии, астрономии и математики. Они были более образованы в массе, их уклад был более цивилизованным, нежели у вестготов, что однако не мешало им быть достаточно жесткими по отношению к поверженным народам, брать дань с зимми (иноверцев) и накладывать на них многочисленные запреты. Тем не менее, в X-XII веках на Пиренеях и в Северной Африке располагалась самая развитая и блестящая в культурном отношении страна, давшая многие технологии и знания серой средневековой Европе.
Мусульмане принесли с собой две уникальные керамические технологии, с которых началось распространение майолики по Европе в течение следующих столетий: непрозрачное глазурование оловянной глазурью, дающей белый глухой цвет покрытия и позволяющей делать сложные росписи на керамике и люстрирование, имитирующее металлы и радужные эффекты.
Испано-мавританские изделия обоих типов создавались путем нанесения надглазурной росписи, обжигаемой несколько раз.
Люстрирование было основным свойством исламской керамики, отчасти потому, что использование для еды и питья посуды из золота и серебра, применяемой в Древнем Риме и Персии, а также в средневековых христианских обществах, было запрещено в хадисах.
В итоге, мусульманские элиты использовали люстрированную керамику и стекло, имитирующие драгоценные сосуды.
Сначала мастерские керамики были размещены на юге, с центром в Малаге, а к XV веку крупнейшие производства оказались в Валенсии, которая к тому моменту была отвоевана у мавров королевством Арагон.
Первым центром художественной керамики в Андалусии была Малага.
Это был очень крупный керамический центр, известный на всю Европу своими знаменитыми изделиями с золотым люстрированием, произведенными в период мусульманского правления. Эта керамика намного ближе к традиционным арабским стилям. Главное ее отличие от более поздней валенсийской керамики заключалось в точности росписи и изяществе форм, выдающих настоящее мастерство. Практически вся люстрированная керамика дожившая до наших времен является керамикой из Малаги.
Очень многое из нее экспортировалось в христианские страны, что можно видеть по гербам различных христианских княжеств, изображенных на керамике того периода, найденной в самых разных местах Европы.
Одними из ранних свидетельств широкого распространения керамики из Малаги являются декоративные церковные чаши в Пизе. Поставка керамики из Малаги в Англию в графство Кент для королевы Элеоноры Кастильской была записана в хозяйственных книгах в 1289 году. Поставка состояла из «42 чаш, 10 блюд, и четырех глиняных сосудов разных цветов». Изделия из Малаги экспортировались также в исламский мир и были найдены в Эль-Фустате (средневековый Каир) и в других местах.
Наиболее известными и самыми впечатляющими примерами Малагских изделий являются вазы Альгамбра. Это очень нетипичные для исламской керамики изделия, несущие декоративную функцию, без практических целей, и на сегодняшний день это крупнейшие примеры люстрированной керамики. Их форма традиционна для древнеримской амфоры, высота близка к человеческому росту. Они относятся к концу XIV века и все имеют различный декор. Одна из этих ваз хранится в собрании Эрмитажа.
Люстрированные изразцы представлены в Соборе Мескита — бывшей в этот период второй по величине мечетью в мире. Мескита является, возможно, самым замечательным памятником династии Омейядов .
Еще один известный образец люстрированной испано-мавританской керамики — Fortuny Tablet, уникальная плита, размером 90х44 см с хвалебной надписью Юсуфу III, султану Гранады (1408-1417 годы). Ее орнамент напоминает испанские ковры.
После смерти Юсуфа гранадский эмират был унаследован Мухаммедом VIII и в течении последующих лет эмират постепенно приходит в упадок. До завершения реконкисты к 1450 году производство тонкой керамики прекращается полностью, хотя использование бренда «obra de Malequa» (сделано в Малаге) применительно к люстрированной керамике продолжается еще длительное время в Валенсии.
Валенсия стала крупным керамическими центром после переезда туда гончаров с юга, но смогла быть конкурентной только после прекращения производства в Малаге. Провинция вернулась под управление христиан и переселение квалифицированных гончаров началось примерно с середины XIV века.
Основные производства расположены не в городе Валенсия, а в ее пригородах — в Манисес, Патерне, Мислата и Джезата. Первенство в производстве керамики принадлежало городу Манисес.
В 1362 году кардинал Валенсии заказал плитки для пола Папского дворца в Авиньоне в стиле obra de Malequa у двух мастеров в Манисес, и по крайней мере, один из них был с арабским именем. В 1484 году немецкий путешественник упоминает «мавританских мастеров из Валенсии».
Сеньоры Манисес — семья Буйл — поощряли переезд гончаров, и, вероятно, даже действовали в качестве агентов для бренда «obra de Malequa». Они брали до 10% комиссии за продажу Валенсийской люстрированной керамики в другие страны и получали колоссальные доходы. Все переговоры велись только через них и даже королева Арагона Мария Кастильская заказывала в 1424 году люстрированную посуду через них.
Каталония никогда не была под властью мусульман и Барселона стала центром гончарного искусства гораздо позже. Вероятно, вследствие приема иммигрантов-гончаров из Валенсии и Андалусии. В первую очередь каталонские изделия — это керамика, напоминающая коричневую и зеленую расписную керамику Патерна, и только в XVI веке люстрированную керамику в теплой серебристо-золотой гамме, отдаленно похожую на Малагскую.
Точного подобия Малагской и Валенсийской керамики в Каталонии никогда не делали. Вероятно, дело или в других материалах или преднамеренном изменении стиля. Однако, высокий спрос на люстрированную керамику привел к тому, что ее начали производить в тот же период и в нескольких других городах Испании.
С конца XV века андалусская керамика приходит в упадок. В первую очередь, историки связывают это с преследованиями христианами мавров, в руках которых было сконцентрировано все производство керамики. Реконкиста подходит к своему завершению и все, даже отдаленно напоминающее арабские изделия подвергается гонениям.
Многие мастера уезжают, увозя с собой свои секреты, а оставшиеся принимают христианство. В связи с этим меняются изобразительные мотивы на изделиях. Тонкая арабская вязь теряет смысл и превращается в орнамент. Огрубляются силуэты и снижается качество отделки.
Кроме этих причин, есть еще причины чисто утилитарного свойства: первые люстрированные изделия поставлялись для европейской знати и мавританских элит, они были сделаны с большим вкусом и изяществом. В последствии керамика начинает распространяться в более низких слоях общества, становится «поточной» и упрощается на потребу менее привередливых покупателей.
В мастерских начинают копировать одни и те же сюжеты, повторяются мотивы, удешевляется декор. Хорошие мастера уезжают из Андалусии на север и в другие страны, и как следствие, качество росписи снижается. Самые поздние валенсийские изделия отличаются грубой формой и вульгарной красновато-медной росписью с блестками.
К этому моменту технология частично была освоена в Италии, поэтому испанские работы становятся неконкурентными в сравнении с изделиями мастеров итальянского Возрождения. Испанские керамисты почти полностью теряют европейский рынок. Последние попытки возродить легендарную керамику были сделаны уже в конце XVIII века. Однако, старинные секреты были утеряны и все попытки провалились.
О логичном продолжении испано-мавританской майолики в Италии вы можете прочитать в нашей статье «Итальянская майолика эпохи Возрождения».
Читайте в этой статье о мадридской городской керамике.
Отзывы наших клиентов
Панно Птицы в ветвях
Охотничий камин
Камин с шишками
Камин Шиповник
Керамическое панно Шале
Изразцовый камин Арнуво
Северный портал банной печи
Изумрудный камин