Довольно сложно кратко писать о керамике Японии, поскольку ее история насчитывает более 10 тысячелетий и разнообразных направлений за этот период в ней было бесчисленное множество. Однако в нашей небольшой статье мы попробуем систематизировать основные художественные традиции японской керамики, которая несмотря на существенное влияние корейской и китайской керамики осталась совершенно уникальным и узнаваемым явлением мировой культуры.
Япония — страна уникальная, где созерцательность дзен-буддизма соседствовала с воинственностью самураев, а высокая технологичность современности нисколько не мешает вдумчивому наблюдению за природой и медитативному погружению в нее. Итак, японская керамика.

Первые образцы японской керамики относятся к периоду Дземон, который насчитывает более трех тысяч лет своего существования. Несмотря на древность, керамика Дземон поражает своим изяществом и проработанностью рельефа.

Как и многие архаичные керамические изделия она относится к так называемой «веревочной» керамике, хотя по своей форме существенно более сложная, чем, например, керамика Скопина или старинная шведская Snorkeramic.
В сущности сходство с веревочной керамикой заканчивается только на способе изготовления изделий с использованием веревочных жгутов. Однако богатство рельефа и пластических форм ставит японский Дземон несоизмеримо выше европейских архаичных сосудов с точки зрения их художественной ценности. 

Керамика Дземон была распространена в Японии вплоть до IV века до н.э., но одновременно с ней с первого тысячелетия до н.э. развивалось и второе направление, называемое керамикой Яей. Это была в основном посуда, простая по декору, красноватого цвета, полированная до блеска и практически без орнаментов.

Однако, качество глины в керамике Яей было выше, поэтому изделия получались более тонкостенными и декорированными в основном гребневым рельефом.
Керамисты Яей начали применять гончарный круг — это еще одна из причин более тонких стенок сосудов. Техника обжига также стала более совершенна.

В конце третьего века наступила эпоха Кофун, продолжавшаяся до VII века н.э. Керамика Кофун и Яей использовалась также в ритуальных целях и погребальных церемониях.

С VIII века н.э. гончары Киото освоили технологию глазурования керамики легкоплавкими глазурями. В основном применялись трехцветные бело-желто-зеленые глазури.
Но более популярной стала керамика с пепловой (зольной) и солевой глазурью, когда пепел попадал на поверхность изделия и преобразовывался под воздействием температуры в печи в полупрозрачную зеленоватую пленку с неровной фактурой.

Не менее интересны солевые глазури, которые получались в результате сжигания морских водорослей и соли на поверхности керамики во время обжига. Надо заметить, что работы японских мастеров с применением солевой глазури встречались вплоть до XIX века.

С XIII века керамисты усовершенствовали свои печи и смогли поднимать температуру в них до 1200 градусов, что позволило получить полевошпатовую глазурь.

Следующий заметный период японской керамики относится к эпохе Кутаяма — середина XIV века, когда на территории средневековой Японии работали шесть наиболее известных мастерских — в Сэто, Бидзене, Этидзене, Сигараки, Танба и Тконамэ.

Керамические изделия периода Муромати (1336—1573) в основном были покрыты стекловидной глазурью и использовались буддистскими монахами в качестве ритуальной посуды.

Поскольку процесс обжига всегда является нестабильным и не совсем предсказуемым, то результат иногда отличается от задуманного. Японские керамисты использовали эту особенность и превратили огрехи обжига в своеобразный колорит, добавляющий изделию естественной красоты.

Вообще, ключевым для всего японского искусства явлется канон простоты и естественности, что, конечно, получило свое отражение и в японской керамике.

Важным этапом в развитии керамики Японии стала чайная церемония, распространившаяся от японской знати по всему обществу и вошедшая в культуру Японии как один из почти религиозных обрядов. Для ее проведения требовалась посуда особого типа, которую импортировали из Китая.

Возросшая потребность в такой посуде и прекращение торговых отношений с Китаем дали мощный толчок развитию керамики в эпоху Момоямы в XV веке.

В этот период происходило объединение Японии и возникновение централизованной государственности. Продолжительные войны, сменяющиеся периодами изоляции Японии внесли свой вклад в искусство и керамику архипелага.

Тогда же возникла и керамика «раку», специально предназначенная для чайной церемонии. Ее отцом стал Танака Тёдзиро — корейский мастер-гончар. 

О керамике раку вы можете прочитать подробнее на этой странице.

Война с Кореей и перевоз большого числа керамистов из Кореи ускорили развитие технологии производства фаянса и фарфора. Вторым наиболее известным корейским мастером, который не только перенес корейские технологии в японское искусство, но и полностью ассимилировавшись в японском обществе, развил японскую керамику до неожиданных высот, стал Ри Сампей. Его считают «отцом» японского фарфора.

Множество корейских мастеров осели в районе Арита на севере острова Кюсю, где были найдены месторождения беложгущей глины, необходимой для производства фарфора и фаянса. Довольно быстро этот регион стал крупнейшим производителем фарфора, экспортировавшим через порт Имари свои изделия в другие страны мира.

Эпоха Эдо дала новый виток в развитии японской керамики. XVI век стал веком небывалого развития технологий и школ живописи. По всей стране открывались тысячи керамических мастерских, многие из которых работают по сей день.

К XVII веку японский фарфор получил европейское признание наравне с китайским и успешно с ним конкурировал. Точно также, как и китайские работы, бело-голубые изделия мастеров Арита копировались керамистами Дельфта.

А в Великобритании стали популярными копии японского Какиэмона, которому свойственно изящество природных изображений — птиц и цветов — лаконичными графическими силуэтами цветными эмалями на молочно-белом фоне приемами надглазурной живописи.

Вообще, несмотря на сходство корейской, китайской и японской живописи, главное отличие японских изобразительных традиций заключается в отсутствии пышности и парадности.

На всех изделиях японских мастеров мы видим очень изящные, лаконичные и где-то даже интимные изображения природы, сдержанные, но от этого еще более привлекательные в своей простоте.

Современные образцы японской керамики и фарфора превосходят многие изделия европейских и китайских производителей и по-прежнему являются самобытным истинно японским искусством, наполненным глубоким смыслом преклонения перед красотой природы и философского отрешения от суеты повседневности во имя вечных духовных ценностей.

Статья о современной молодой японской керамистке Хитоми Хосоно — волшебный вальс цветов.

Отзывы наших клиентов

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100