Александр Биго (Alexandre Bigot) стал одним из величайших художников в декоративно-прикладном искусстве, ярчайшей звездой, разгоревшейся в Эпоху Арнуво, примером того, как занятие любимым делом может принести небывалый успех и славу, сделать человека и результат его труда частью всемирного культурного наследия.
Александр Биго родился во Франции, в городке Мер 5 ноября 1862 года. Получив блестящее образование в университете Кан (Кан-Нормандии), он продолжил обучение в Сорбонне. Специализируясь на таких предметах как физика и химия, в 1890 году он получает степень доктора наук и становится преподавателем в именитом горнопромышленном институте Эколь Де Мин.
Но более значимое событие его жизни, повернувшее жизнь доктора химии и физики в радикально иное русло, на первый взгляд, далекое от точных наук, произошло за год до этого, в 1889 году.
Тогда состоялась всемирная выставка в Париже, посвященная столетнему юбилею французской революции. На ней было представлено много технических новинок — результатов технического прогресса и индустриальной революции. Та же Эйфелева башня, позднее ставшая символом Парижа, создавалась для этой выставки.
Однако не уникальные станки и железные конструкции запали в сердце молодого ученого-физика, а керамика. Казалось бы, обычные бытовые вещицы, однако в руках восточных мастеров они превращались в шедевры, от которых невозможно оторвать глаз, невозможно не касаться удивительно тактильных и теплых предметов. Керамика произвела на Биго неизгладимое впечатление и он начинает ее исследовать.
Серьезные знания физики и химии, а также оборудованная лаборатория с печью для обжига, позволяют ему проводить обширные опыты с глиной, кислотами, металлами. Так родились его эмали – теплые, неповторимые, с богатой цветовой гаммой. Подобно лаку Страдивари для скрипок, эмали Биго позволили керамике «зазвучать» по-новому.
В 1897 году Александр Биго создает фабрику на Рю-де-Птит-Экюри и начинает промышленный выпуск своей архитектурной керамики. Ранние работы мастера выполняются в стиле Бернара Палисси – естествоиспытателя и керамиста XVI века, о котором мы уже писали на своем сайте. Характерной чертой керамики Палисси были рельефные изображения земноводных и рыб в чудесных полупрозрачных майоликовых глазурях, имитировавших водные глубины и блеск серебряной чешуи.
Этот опыт из глубины веков как нельзя лучше подходил для времени Александра Биго – во Франции господствовал стиль арнуво, с его природными мотивами. Силуэты и фигуры животных, растительные орнаменты, объемные цветы, растения из металла и керамики были на пике популярности. Арнуво по праву считается одним из красивейших стилей в искусстве. Фактически керамика Биго была предназначена для арнуво — они были как будто созданы друг для друга.
Вступив в союз архитекторов одним из первых, буквально после его создания в 1890 году, Александр Биго тесно взаимодействовал с лучшими архитекторами своего времени. И уже в 1894-1898 годах вместе с молодым и малоизвестным архитектором Гектором Гимаром (Hector Guimard) Биго строит великолепный Замок Беранже (Le Castel Béranger). Здание считается одним из шедевров французского модерна. Керамическая плитка производства Биго была использована для декорирования стен и пола. Рельефные декоративные панно украшают фасад здания. И повсюду применена чудесная перламутровая глазурь Биго — фирменная отличительная черта его керамики.
Позднее, получив премию «Фигаро», Гимар устраивал экскурсии по Замку Беранже. В конце двадцатого века здание стало памятником архитектуры. В этом есть немалая заслуга и Александра Биго.
После участия в проекте Гимара, Биго начинает сотрудничество со знаменитым архитектором Жюлем Лавироттом.
Первый результат этого сотрудничества – дом номер 3 на площади Рапп в Париже.
Вход обрамлен изящным порталом: стилизованные колонны, увенчанные растительным орнаментом и тремя массивными замковыми камнями. Последние также являются балюстрадой для окна второго этажа. Противовесом изящным балконам 3 этажа выступают массивные и богато украшенные балконы пятого этажа.
Комбинирование кронштейнов различного размера, применение стилизованного листа аканта и растительного орнамента создает изумительное неповторимое смешение форм. Единая линия балконной балюстрады формирует подобие крепостной стены с бастионами.
Лавиротт понимает пластику керамики и ее визуальное восприятие. Благодаря увеличению размеров фасадного декора от нижних этажей к верхним, все убранство воспринимается в едином масштабе.
В следующем году состоялся второй совместный проект Александра Биго и Жюля Лавиротта — дом 29 по улице Рапп. Этот дом никого не может оставить равнодушным. У кого-то замирает сердце и дом вызывает восторг и упоение, а кто-то считает его напыщенным и чрезмерным. Но с течением времени дом признан настоящим украшением Парижа и эта работа непревзойденных мастеров модерна считается одной из лучших.
Здание, полностью задекорированное рельефной керамической плиткой и объемными лепными панно, стало настоящим воплощением арнуво.
Биго использует фасад здания как выставку своей продукции. Здесь можно встретить фигуры людей, птиц и животных, растительные орнаменты, стилизованные геральдические щиты и рокалии. Вход в здание оформлен роскошным порталом. Создается впечатление что гигантские растения произрастают из земли и изящно обрамляют портал, который увенчан обнаженными фигурами Адама и Евы. По центру размещена голова женщины — по легенде это скульптура жены Лавиротта. В портале, как и в отделке всего здания, прослеживается нить символизма.
Если присмотреться к балюстраде второго этажа, то можно разглядеть голову китайского дракона. Центральный балкон поддерживает кронштейн — две головы быков, впряженных в ярмо. Двери балкона обрамлены растительным орнаментом.
Стоит отметить ассиметрию здания — это характерная черта французского арнуво. Благодаря отсутствию симметрии строение приобретает изящество и тягучесть форм, неповторимость и меланхолию. Венчает здание великолепная отделка мансарды. Яркий и отчетливый карниз с массивным убранством оконных порталов, керамическими колоннами и переплетением ограждения балконов перетекает в стилизованные замковые камни, которые смотрятся как плюмажи на гусарских головных уборах, а угловые элементы — как эполеты.
Столь богато декорированный фасад здания вызывал двойственное к нему отношение: одни восхищались, другие обвиняли в чрезмерности и расточительстве. Однако это особенность привередливых парижан, ведь Эйфелеву башню они тоже не сразу приняли и настаивали на ее демонтаже. Впрочем, не только парижане столь остро реагируют на яркие образчики нетрадиционной архитектуры. Москвичи не приняли Дом Игумнова на Якиманке, а о «мавританском» особняке Арсения Морозова даже его родная мать говорила сыну: «раньше только я знала, что ты дурак, а теперь и вся Москва знает».
Стоит отметить, что несмотря на все «за» и «против» здание признано памятником архитектуры в середине XX века. А буквально после постройки на конкурсе фасадов в 1901 году получило гран-при, как здание с самым красивым фасадом.
Позже Биго декорировал еще несколько зданий в тандеме с Жюлем Лавироттом, наиболее известное из которых здание на Авеню Ваграм, 34, названное «Отель Керамики» за совершенно изумительный керамический декор на фасаде.
У Александра Биго немало совместных работ с другими известными архитекторами. Луи Мажорель и Анри Соваж с великолепной виллой в Нанси, где кроме керамических декоров на фасаде, установлен потрясающий изразцовый камин Александра Биго в бронзовой глазури с эффектом металлизации.
Огюст Перре и его один из первых железобетонных домов за номером 25 по Авеню Бенджамина Франклина в Париже с элегантными рельефными фризами с осенней листвой, обрамляющими окна здания.
Анатоль де Бодо и церковь Сан-Жан-де-Монмартр, где мануфактуре Биго принадлежит шикарнейшая керамическая мозаика и лепные декоры.
Андре Арфидсон и его мастерские на Rue Campagne Première, 31, где совершенно утилитарное промышленное здание получило столь изящный и привлекательный декор в виде рельефных роз на фасадной плитке, окрашенных в нежные дымчатые глазури теплых тонов, что на конкурсе фасадов Парижа в 1911 году получает гранпри.
Много архитекторов и дизайнеров работали с Биго при строительстве своих зданий, достаточно сказать, что только в Париже их домов сохранилось больше десятка. А сколько еще не упомянутых в нашей статье по всей Франции? Эти здания стали гимном арнуво, истинным украшением городов, привлекающим к себе туристов со всего мира. Александр Биго создавал настоящие керамические произведения искусства — великолепные и неповторимые, впечатляющие зрителя так же, как был впечатлен сам керамист на той самой памятной выставке 1889 года.
Впрочем, Биго производил на своей фабрике не только архитектурную керамику для фасадов по заказам знаменитых архитекторов. Самостоятельно он развивал производство бытовых керамических предметов — каминные порталы и фонтаны, пресспапье и чернильницы, вазы и столовая посуда.
А в 1900 году на очередной парижской выставке Биго разместил великолепный павильон с образцами своей продукции.
Павильон был спроектирован совместно с Жюлем Лавироттом, и представлял фасадную входную группу. Сложный карниз, балюстрада, лестничные перила, керамическая плитка для пола и стен. Большая часть элементов была предназначена для знаменитого дома 29 по улице Рапп. Помимо этого было представлено много предметов быта и посуды. Практически полный каталог производимой продукции.
Керамические панно и вазы покрыты восхитительной эмалью различных оттенков. Нет резких границ цвета, каких-либо специально созданных переходов от одного к другому. Создается впечатление что сама мать-природа наделила эти гончарные изделия таким разнообразием гармоничных цветовых оттенков.
Павильон был настолько великолепен, что его полностью выкупил директор Будапештского музея Джено Радисик, после чего экспонировал его как отдельно, так и полным набором. Примечательно, что вес всех элементов павильона составил более 12 тонн.
Александр Биго прекратил производство на своей фабрике в 1914 году в связи с началом первой мировой войны и, как следствие, снижением спроса на дорогостоящий декор.
Умер великий керамист 27 апреля 1927 года в Париже, оставив после себя городу неповторимую красоту керамических фасадов в стиле арнуво.
Отзывы наших клиентов
Панно Птицы в ветвях
Камин Перламутр
Изразцовый камин Арнуво
Северный портал банной печи
Керамическое панно Ирис
Билибинская изразцовая печь
Камин с шишками
Викторианский камин