Выставка, посвященная 270-летию Императорского Фарфорового Завода, проходившая в Большом Царицынском дворце, носила название, которое мы вынесли в заголовок. На наш взгляд, это название, как нельзя лучше отражает историю завода, который не только сохранился в эпоху перемен, преследующих нашу страну последние 100 лет, но и развился, превратившись в выдающееся предприятие, имеющее собственную школу и выпускающее настоящие произведения фарфорового искусства.
Основание предприятия
Предприятие было основано императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году, как Невская порцелиновая мануфактура. Тогда же на предприятие был переведен Дмитрий Иванович Виноградов в качестве ученика к «порцелиновому мастеру» Христофору Гункеру.
Гункер был человеком, невыдающегося ума и особенно не разбирался в фарфоре и его производстве. Но своему «ученику» не мешал, поэтому Виноградов в сотрудничестве с Ломоносовым за очень малый срок, на основе гжельских глин разработал рецепт настоящей фарфоровой массы, позволяющей создавать звонкий и легкий фарфор, превосходящий по своим качествам имеющиеся европейские и восточные аналоги.
К 1752 году Виноградов закончил фундаментальную работу, посвященную керамике — «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» — крупнейший и обширнейший труд, единственное подробное описание технологии фарфора в Европе.
При жизни Виноградов так и не был оценен современниками, хотя благодаря его работе, Россия встала в один ряд с такими мощными производителями фарфора, как Великобритания и Германия. К сожалению, умаление заслуг всегда было свойственно российской действительности.
Тем временем мануфактура набирает обороты и качество ее изделий становится все лучше. Примерно в середины XVIII века на изделия мануфактуры начинают обращать внимание коллекционеры и ценители, а императорский двор становится крупнейшим заказчиком завода.
Под патронажем императоров
А в 1765 году мануфактура переименовывается в Императорский Фарфоровый завод и становится императорской не только по названию, но и по своей сути. Многие проекты и эскизы утверждаются непосредственно членами монаршей фамилии.
Русский фарфор стал входить в число дорогих подарков, приуроченных к памятным событиям жизни Зимнего дворца. Неотъемлемой частью проведения праздников стали особые представления созданных за год лучших произведений Императорского завода. Такая практика продолжалась вплоть до Октябрьской революции.
Надо отметить, что и технологические и художественные направления на заводе чутко отражали вкусы царствующих особ. Собрание музея Императорского завода дает возможность проследить смену исторических стилей и пристрастий венценосных заказчиков.
Так, в период правления Елизаветы Петровны, большой любительницы барокко, и даже давшей свое имя отдельному его направлению, на заводе создавали модную тогда барочную посуду, с обилием позолоты и характерными изобразительными мотивами. При Николае I в моду вошел ампир, поэтому дворцы стали активно украшать большими парадными фарфоровыми вазами с изображением гербов, что можно видеть на многочисленных гравюрах и акварелях того периода.
А Александр III, большой покровитель искусств, наоборот, не любил барокко и ампир, а предпочитал матовые фоны и камерную подглазурную живопись в японском стиле.
Императорская семья всегда придавала большое значение развитию завода, поэтому для его музея приобретались лучшие зарубежные образцы фарфора, эскизы и специализированная литература. Кроме того, с 1889 года на заводе проводились творческие конкурсы проектов для фарфора и стекла, лучшие из которых воплощались в материале.
Начало XX века характеризуется сближением завода с петербургскими художественными кругами. Благодаря этому музей завода имеет выдающуюся коллекцию фарфоровой пластики, принимавшей участие в выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в Париже в 1906 году.
Агитационное искусство
Как ни странно, с приходом к власти большевиков и с национализацией завода, его жизнь не только не прекратилась, как это произошло, например, с промыслами Гжели и заводами Кузнецова, а наоборот, получила второе дыхание и неожиданные перспективы развития.
Основной состав администрации, технического персонала и художников завода был сохранен новыми хозяевами. В марте 1918 года завод был передан Наркомпросу и перед ним была поставлена задача производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению».
Яркий и красочный фарфор стал частью агитационного искусства, поддерживающего идеи революции и триумфа рабочего класса. «Искусство должно принадлежать народу», — объявила советская власть и на фарфоре появились фольклорные мотивы и персонажи революционного Петрограда.
На волне революционного энтузиазма многие выдающиеся художники разрабатывали для завода эскизы. Так, в коллекции предприятия есть работы по эскизам Кандинского, Чехонина, Васнецова, Альтмана, Кузнецова, Малевича.
Малевич разработал для завода форму чайного сервиза в своей супрематической манере. Продукция предприятия начинает занимать места на международных выставках и получает, в том числе, золотую медаль на выставке декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году. Это серьезная победа, показавшая всему миру, что искусство не умерло в Советской России.
С 1932 года завод возглавляет Н. М. Суетин, который более двадцати лет бережно воспитывает в молодежи чувство стиля, пропорции, ритма, композиции, ясности и чистоты формы — всего того, что позволило заводу не утерять свои позиции производителя фарфора мирового класса.
Культура производства, хранимая с императорского времени и прививка «эстетского ….формалистического эклектизма» (Д. Аркин, 1932 год) 1920-1930-х годов, отличали фарфор завода во все последующие десятилетия XX века, обеспечивая высокий художественный уровень даже массовой продукции.
Новейшая история
90-е годы XX столетия ознаменованы революционными потрясениями в нашей стране и художники завода передают настроение эпохи экспрессивной пластикой усложненных форм и активностью цвета. В работах мастеров проявляется наследие «революционного» супрематизма — смелость композиционных приемов и неожиданность цветовых решений.
В произведениях последних лет заметно стремление художников следовать лучшему из опыта старинного предприятия. Современный фарфор изысканно красив, разнообразен и отвечает духу Санкт-Петербурга.
В целом, даже беглый осмотр экспозиции выставки оставляет ощущение безусловного единства традиций, создание нового в тесной связке с былым и сохранение высочайшего уровня мастерства, позволяющего Императорскому фарфоровому заводу по-прежнему быть в авангарде русской и мировой культуры.
Благодарим искусствоведов А. В. Иванову и О. А. Соснину за материалы из альбома «Императорский фарфоровый завод. Диалог Эпох», использованные нами при подготовке этой статьи.
Отзывы наших клиентов
Северный изразцовый камин
Камин Перламутр
Панно для кухни с дичью
Камин Жар-птица
Керамическое панно Шале
Керамическое панно Ирис
Камин Шиповник
Изумрудный камин
Панно Святая Иустина