В славном городе Мейсене, городе мастеров и разнообразной керамики, центром притяжения и главным объектом, конечно, является замок Альбрехтсбург, где король Август Сильный организовал первую в Европе мануфактуру по производству «белого золота» — фарфора, чем положил начало истории европейского фарфора и заложил основы для благополучия всей Саксонии по наши дни.
Посещение замка было для нас одним из интереснейших мероприятий, особенно учитывая тот факт, что отреставрированный во второй половине XIX века замок стал собранием изумительных образцов печной керамики и резных каминов.
Мы уже рассказывали у себя на сайте об изразцовых печах Мейсена, имея в виду предприятия Карла и Эрнста Тайхертов, работавших в городе. А теперь посетили главный замок Мейсена и хотим показать вам какие чудесные изразцовые печи представлены в его экспозиции.
Изразцовые печи замка, хотя и не являются полностью аутентичными образцами реальных замковых печей, однако их формы и рельеф прекрасно иллюстрируют целую эпоху печной керамики — от классических средневековых немецких печей раннего Возрождения и итальянских майоликовых печей периода Чинквиченто к сокровищам XIX века — эпохи майоликового возрождения модерна и расцвета мейсенской печной керамики мастерских Тайхертов.
Итак, Альбрехтсбург.
Замок строился с 1471 по 1524 год князьями Эрнстом и Альбрехтом из саксонской правящей династии Веттинов. Замок планировался как административный центр и жилой дом одновременно. Практически это один из первых европейских замков, который был спланирован не как оборонительное сооружение, а как вполне себе мирный дворец в готическом стиле. Поэтому в замке огромные арочные окна, сквозь которые в помещения щедро льется свет — это была новелла в замковом строительстве XV века, принадлежавшая талантливому немецкому зодчему Арнольду фон Вестфалену. Не менее интересно решение лестниц из изогнутых ступеней, извивающихся вокруг филигранно распустившегося веретена.
Интересно, что династия Веттинов одна из самых старых и плодовитых в Европе: ее потомки правят до сих пор на многих европейских престолах. В частности, Виндзоры прямые потомки Веттинов.
При строительстве было применено довольно много технических новинок, однако долгое время замок пустовал, несмотря на свою роскошную начинку, поскольку братья разделили веттинскую территорию. Время от времени здесь устраивались приемы или охотничьи общества, но чаще всего замок не использовался.
Только Август Сильный с 1710 года стал вновь активно эксплуатировать Альбрехтсбург — как первую в Европе фарфоровую мануфактуру. Через 153 года мануфактура становится музеем фарфора в Альбрехтсбурге, когда производственный объект исчезает из готических интерьеров замка в 1863 году.
Обширная реставрация, проведенная между 1864-1869 годами, должна была восстановить первоначальный вид замка и устранить массовые повреждения, вызванные использованием помещений в качестве мануфактуры. Появление дополнительных денег в бюджете из репарационных платежей Франции за франко-германскую войну 1870—71 года позволило, наконец, создать новое художественное оформление замка. В 1874 года появились фрески и росписи, посвященные главным образом историческим событиям замка и фарфору.
Наряду с сознательно современными фресками, появилась также орнаментальная роспись по прямым готическим шаблонам, сделанная профессором Эрнстом Хаэнделем из Веймара. Была исторически воссоздана мебель, полы и двери, а также флаги, оружие, канделябры, печи и камины.
Первая изразцовая печь замка, расположенная на его втором этаже, с крупными рельефными изразцами, изображающими фигуры библейских святых апостолов — Св. Луку, Св. Петра, Св. Марка, Св. Антония и других. Это довольно простая, прямоугольная в плане изразцовая печь на мощном чугунном цоколе, основная декоративность которой достигается глубоким рельефом и росписями. Она очень похожа на другие немецкие печи XIV-XV веков, например, в замке Хоэнзальцбург стоят майоликовые печи в аналогичной стилистике, и в суде Артура в Гданьске стоит ее гигантский предок.
Еще одна печь, выполненная в том же духе вообще является копией нюрнбергской печи XV века и содержит на себе изображения библейских царей и сцены из Святого Писания.
У обеих печей единая стилистика, свойственная средневековью и раннему Возрождению, когда все искусство посвящалось библейским сюжетам и лишь изредка прославляло действующих правителей.
В следующих помещениях замка можно увидеть изумительной красоты круглую готическую печь на мраморном цоколе, которая своей архитектурой имитирует готический храм. Изразцы ее нижней части повторяют собой т.н. горшковые изразцы, с которых и начиналась вся изразцовая история. Похожие изразцы можно увидеть на чудесной коричневой печи в следующем помещении замка. Вообще, форма изразца с центральной вдавленной или выпуклой полусферой, отсылающей нас к «горшковым» изразцам, очень любима европейскими изразечниками, поэтому те или иные фрагменты этого рельефа нередко встречаются и на старинных, и на современных изразцовых печах.
Следующая печь относится уже к высокому возрождению — XV-XVI век. На ней нет библейской тематики — ее рельефы это классические ренессансные вазоны и гротески, ангелочки вокруг рокальных рельефов, и по этой печи уже понятно, что барокко вот-вот вступит в свои права. Как и происходит в следующем помещении, где несмотря на его назначение (спальня) непонятным образом возникла типичная салонная майоликовая печь в стиле рококо — с вензелями, пейзажами в розетках и асимметричными рокальными карнизами. Это уже XVII—XVIII век в полном своем праве, неожиданным образом оказавшийся в готическом интерьере.
Еще одна небольшая изразцовая печь оливкового цвета на чугунном основании и керамических ножках установлена в следующем помещении замка. И это совсем стилистически близкая к нам печь — век XIX.
Хочется обратить внимание на чудесные камины замка с резными декорами из камня. Сложно сказать, оригинальные это камины или восстановленные, но именно так выглядели настоящие средневековые замковые камины.
Изумительной красоты резьба по камню, готические орнаменты, центральная фигура девы Марии с младенцем и охраняющие ее короли, как божьи посланники на Земле — все это великолепие венчает камин одной из комнат замка. Другие подобные камины несколько проще — их украшают лишь готические масверки.
Альбрехтсбург — это прекрасно восстановленный замок. И хотя он очень странно и эклектично сочетает в своих интерьерах предметы из разных эпох, все его убранство отлично иллюстрирует дух прошедших времен своими замечательными произведениями вещной культуры.
Интересно, что во время второй мировой войны именно в замке Альбрехтсбург хранилось собрание дрезденской картинной галереи, включая Сикстинскую мадонну Рафаэля. Вероятно, только благодаря мощным стенам замка величайшие полотна были сохранены.
Музей работает ежедневно с 10.00 до 17.00. Стоимость билетов для взрослых 8 евро.
Более подробную информацию о работе музея вы можете посмотреть на его сайте: www.albrechtsburg-meissen.de
Отзывы наших клиентов
Изумрудный камин
Мейсенский камин
Панно Птицы в ветвях
Билибинская изразцовая печь
Охотничий камин
Камин Жар-птица
Изразцовый камин Арнуво
Камин с шишками