24 декабря в Восточной галерее Зимнего дворца (Зал №152) открылась изумительная выставка керамики и стекла в стиле модерн.
Это цикл выставок Эрмитажа «Поднесение к Рождеству» ‒ «Образцовая коллекция в стиле модерн».
Выставка продлится до 2 апреля 2023 года, и я очень рекомендую посетить ее всем любителям эстетики модерна и просто хорошей керамики и стекла.
Экспозиция очень интересна своей подборкой — фактически сейчас в Эрмитаже показывают не только изделия Императорского Фарфорового завода, но и работы известнейших художников и мануфактур Европы и США начала ХХ века.
Следует немного рассказать, что эпоха модерна дала миру не только новые формы и линии. В этот период был осуществлен колоссальный технологический прорыв в декорировании керамики. В это время работали такие мастера как Эрнест Шапле, Леви-Дюрмер, Шмуц-Баудисс и многие другие выдающиеся керамисты.
Декор все больше зависел от работы химиков-технологов, трудившихся над рецептурами глазурей. Потечные и пламенеющие (переливчатые) глазури получаются путем окрашивания оксидами металлов основной глазури, используемой для фарфора. Наиболее трудоемкая и капризная в исполнении — китайская красная глазурь, или «бычья кровь», заслуга разработки которой принадлежит Эрнесту Шапле.
При использовании рецептуры кристаллических глазурей на поверхности предмета при определенной температуре выделяются кристаллы, причем их количество, размер и расположение каждый раз индивидуальны. Разные температуры плавления и особенности состава цветных полив позволяли достичь неповторимых декоративных эффектов.
Стиль модерн активно вбирал в себя элементы дальневосточного искусства.
Для музея Императорского фарфорового завода неоднократно приобретались керамические произведения современных художников той эпохи. В начале 1890-х годов в коллекцию поступили изделия ателье французского мастера Ж.Т. Дека (1823-1891), вдохновленные японским искусством и отличающиеся богатой палитрой цветных полив, в том числе своей знаменитой лазоревой, получившей название bleu de Deck.
Уникальные предметы, исполненные художником-керамистом Л. Леви-Дюрмером на предприятии К. Месте, декорированы глазурями-люстрами, придающими изделию особенный блеск и переливы. В начале 1901 года на Международной керамической выставке, проходившей в Санкт-Петербурге, были приобретены изделия многих европейских и американских художников.
В 1900-1910 годах в коллекцию музея Императорских фарфорового и стеклянного заводов было приобретено собрание фарфора ведущих западноевропейских предприятий: Берлина, Мейсена, Севра. Переливчатые росписи художника Берлинской мануфактуры Т. Шмуц-Баудисса, которые сам мастер называл офортами на фарфоре, близки по техническим особенностям к книжной графике. В отличие от пейзажей датской мануфактуры, фарфоровые ландшафты Шмуц-Баудисса отличаются упрощенным стилизованным характером.
Женские образы в жанровой фарфоровой пластике были одной из главных тем эпохи модерна. Особое внимание уделялось изображению эффектных модниц своего времени, в том числе актрис и танцовщиц, в пластике фигур которых подчеркивалось движение, моментальность схваченного мотива, что отвечает общей идее импрессионизма и постимпрессионизма, открывшими совершенно новую эпоху в искусстве.
В 1889 году на Всемирной парижской выставке экспозиция Копенгагенского королевского завода имела большой успех благодаря представленным изделиям с подглазурный росписью. Обращение непосредственно к природе было отмечено обозревателями выставки как наиболее притягательная черта датского фарфора, отличающая его от других европейских мануфактур. Вазы с подглазурный живописью Копенгагенского завода коллекционировали члены императорской семьи, особенно Александр III и Мария Федоровна.
Собрание датского фарфора музея Императорских фарфорового и стеклянного заводов состоит из уникальных предметов, приобретенных управляющим предприятия Д. Н. Грушевым на самой мануфактуре в Копенгагене и в ее парижском магазине.
Анималистические скульптуры Копенгагенской королевской мануфактуры, решенные в стилистике модерна, оказали сильное влияние на фарфоровую пластику других европейских предприятий. В это время в художественной программе каждого предприятия появились такие персонажи, как белые медведи, тюлени, дикие животные и птицы, морские рыбы.
На Всемирной парижской выставке 1900 года Копенгагенский королевский завод и Датское предприятия «Бинг и Грендаль» представили анималистическую пластику в подглазурной росписи, имевшую большую успех. Это направление последовательно развивали скульпторы Мейсенского и Нимфенбургского заводов, позднее и Берлинской мануфактуры; художественные качества их произведений не уступали работам копенгагенских мастеров.
На рубеже XIX-XX веков Императорский фарфоровый и стеклянный заводы совершенствовали разнообразные техники декорирования фарфора. Лаборатория предприятия под руководством К. Ф. Клевера разрабатывала рецептуры цветных потечных и кристаллических глазурей, работала над расширением палитры красок для подглазурный живописи.
Художники применяли для украшения своих изделий разные техники – травление, живопись пат-сюр-пат (франц. pate-sur-pate «роспись жидкой фарфоровой массой, наносимой слой за слоем, благодаря которой рисунок как бы проступает на изделии тонким рельефом»), декор в технике транслюсид или «рисового зерна» (франц. grain de riz «сквозной рисунок, прорезанный по поверхности изделия, прошедшего первый или утильный обжиг, и заполненный прозрачной разноцветной глазурью»).
Эстетике стиля модерн в полной мере отвечала техника декорирования керамики глазурями большого огня, выдерживающими высокотемпературный обжиг, которому на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах уделялось особое внимание. Первые эксперименты в этом направлении относятся к 1880-м годам, но после первых контактов с Копенгагенским королевским заводом и стажировки датских художников в начале 1890-х годов подглазурная живопись – «живопись по датскому способу» – стала самый востребованной при исполнении художественных произведений. Несколько предметов из числа первых изделий в этой технике сохранилось в коллекции музея. Для направления надглазурного декорирования химической лабораторией завода совершенствовались составы цветного покрытья, красок с металлическим блеском (люстров) и эмалей.
К началу 1900-х годов сложилось понимание новых принципов формообразования: очертания форм предметов стали естественными, плавными, текучими, словно выточенными из одного куска. Особенное значение среди свойств фарфора вновь приобрела белизна поверхности, которую подчёркивали и в которой словно растворялись элементы пейзажного мотива. Одна из главных отличительных черт пейзажной живописи на императорском фарфоре – следование натуре, правдивость, передаваемого природного мотива или состояния, лишь незначительно смягченного стилизацией. Особая мягкость, размытость контуров, нежные цвета – все это как нельзя лучше подходило для создания подобного образа.
Руководитель скульптурного отделения А.К. Тимус (1865 – 1943) и рисовальщики Императорских фарфорового и стеклянного заводов работали над созданием необычных по форме и рисункам декоративных предметов. Стихия чувств, отраженная в движениях человеческих обнаженных фигур, декорирующих кашпо «Хоровод», – один из распространённых сюжетов декоративно-прикладного искусства эпохи ар нуво. В оформлении ваз часто использовались растительные лепные и рельефные элементы, подчёркивающие форму.
Для расширения круга моделей Управление Императорских фарфорового и стеклянного заводов неоднократно приобретало работы современных скульпторов той эпохи А.Г. Адамсона, А.И. Вернер и других.
Их объединяет общий дух сентиментальных настроений, переживаний и размышлений, свойственных стилю модерн.
Флоральные мотивы, любимые художниками эпохи модерна, остаются одной из главных тем и для современных мастеров фарфора.
А еще на выставке представлена превосходная коллекция исторического стекла с многослойной росписью между сплавленными слоями, сложнейшая с технологической точки зрения.
Обязательно посетите выставку, найдите для этого время и получите истинное наслаждение от искусства рук человеческих, которое осталось нам от художников прошлых веков и которое мы с удовольствием продолжаем, приняв драгоценную эстафету.
Купить билеты на выставку можно на официальном сайте Эрмитажа.
Отзывы наших клиентов
Печь с шишками
Панно Святая Иустина
Викторианское панно
Печь Черный всадник
Викторианский камин
Мейсенский камин
Бирюзовая изразцовая печь
Изразцовый камин Арнуво
Панно Птицы в ветвях