Санкт-Петербург — город музеев и дворцов. Туда можно приезжать бесчисленное множество раз и все время находить что-то новое и интересное.
Но есть там необычный музей, в который просто так с улицы попасть довольно сложно, потому что его предназначение в обучении будущих художников — это музей Академии Штиглица.
В каждом художественном вузе есть свой музей, даже в нашем МХПУ был (и есть) небольшой музей, собранный по-преимуществу из работ учеников училища со дня его основания в 1918 году.
Однако музей Штиглица создавался исключительно для обучения студентов на лучших мировых образцах. И лишь в последствии в музей стали пускать и постороннюю публику, желающую приобщиться к рукотворной красоте предметов декоративно-прикладного искусства.
Вообще, музей производит ошеломляющее впечатление. Особенно, когда ты понимаешь, что люди в этом учатся. Это самое настоящее погружение в искусство — наверное лучшего способа обучения и представить себе сложно. И это дает бесспорный результат — сегодня многие блестящие художники-прикладники выходцы из академии Штиглица.
В музее собрано более тридцати пяти тысяч работ художников античности, средневековья и наших современников.
Причем экспонатами являются не только выставочные экземпляры музея, но и само строение и его интерьеры: снаружи и внутри музейное здание отделано многочисленными декоративными элементами, сложными лестницами и балюстрадами, мозаикой и витражами, фресками и лепниной.
Плотность и разнообразие декора поражает: стены, окна, полы, потолки, лестницы, арки – все служит примером декоративного искусства разных эпох. Превосходна ренессансная роспись стен и потолков — копий плафонов Рафаэля из виллы Мадама, сделанных по поручению первого директора музея и училища, архитектора М.Е. Месмахера, большого любителя итальянского Возрождения.
Малые итальянские галереи заполнены великолепными образцами старинной мебели, переданной музею академии Эрмитажем. Тут представлена позднеготическая эпоха немецкой мебели XV века и разнообразные образцы мебели эпохи Ренессанса и Барокко из разных стран, охватывающие период с XVI по XVIII век.
Соседствующие рядом Византийская комната и зал Медичи собрали в себе южногерманскую резную мебель эпохи барокко и зеркала с библейскими сюжетами. Отдельно обращает на себя внимание керамический декор — балясины лестницы и расписные керамические плитки с тончайшей росписью, а также майоликовые барельефы мастерской Джованни Делла Роббиа и посуда мастерских Дельфта VXIII века.
Русский зал «Теремок» стал великолепным образцом нео- и древнерусского стиля. Для этого зала даже специальным образом изменили архитектуру помещения, сымитировав палаты Теремного дворца с арочными перекрытиями и чуть приподнятым уровнем пола. Золотые росписи стен и потолков хоть и являются восстановленными, но производят неизгладимое впечатление на зрителя своей сложной и богатой орнаменталистикой. В этом зале собрана коллекция русской мебели по эскизам Г.Д. Поленовой, а также набивные ткани, куклы и костюмы.
Создатели музея — Александр Людвигович Штиглиц и Александр Александрович Половцов — ставили перед собой целью создать такое учебное заведение, которое было бы способно подготовить российских художников декоративно-прикладного искусства для бурно развивающейся русской промышленности. Подобные учебные заведения были в большинстве европейских стран, а в России не было ничего подобного.
В итоге расцвет декоративно-прикладного искусства России начала ХХ века, который мы называем Серебряный век, во многом был обусловлен превосходным художественным образованием, даваемым в Центральном училище технического рисования — так раньше называлась Академия им. Штиглица.
Интересно, что в училище не было сословного ценза, как например, в Строгановском училище в Москве. К Штиглицу брали всех, знавших грамоту и сдавших экзамен по рисунку, вне зависимости от происхождения.
Ожидания создателей училища и музея полностью оправдались. Студентам была предоставлена уникальная возможность с первых дней учиться в окружении выдающихся объектов материальной культуры, на базе которых они могли изучать динамику развития искусства от древности до наших дней, выбирать для себя наиболее близкие направления и работать в них.
Именно благодаря энтузиазму Штиглица и Половцова сегодня мы имеем возможность видеть редчайшие произведениями искусства, привезенные со всего мира.
На первоначальную организацию училища и музея барон Штиглиц пожертвовал огромную по тем временам сумму в один миллион рублей. Всю свою жизнь до самой смерти он продолжал субсидировать училище и завещал ему около семи миллионов рублей, на проценты с которых училище могло продолжать жить и развиваться.
Сегодня здание в Соляном переулке имеет четырнадцать просторных залов, в которых представлены превосходные коллекции западноевропейского фарфора — мануфактур Севра, Веджвуда, Берлина, Мейсена и Вустера; керамики, созданной восточными и итальянскими мастерами; предметов мебели XV-XIX веков; изделий из ткани и металла. Впечатляет коллекция изразцовых печей прошлых столетий, привезенных из Пскова, Калуги, Москвы и Владимира, а также из дворцов Санкт-Петербурга и представляющих практически все направления русского изразцового искусства.
Всего у музея сейчас есть восемь фондов, в которых представлены произведения из фарфора, керамики, стекла, роспись по ткани, резьба по кости и дереву, а также живопись и скульптура.
В экспозиции также есть работы выпускников училища, а многие вещи в музее реставрировались силами учащихся.
Но самое главное, что здесь все окружено аурой творчества и красоты, в которой учатся молодые художники, чтобы с блеском продолжить эту прекрасную эстафету искусства.
С условиями посещения музея вы можете ознакомиться на сайте академии им. А.Л. Штиглица по этой ссылке.
Отзывы наших клиентов
Викторианское панно
Изразцовый камин Арнуво
Мейсенский камин
Изумрудный камин
Билибинские рельефы
Камин Перламутр
Бирюзовая изразцовая печь
Билибинская изразцовая печь
Камин с шишками