Франция и Германия славятся своими отлично сохранившимися старинными замками. Даже те, что были разрушены в периоды многочисленных войн, со временем восстанавливались или реконструировались. Нам надо бы поучиться у европейцев любовному отношению к своей культуре и наследию, ибо на нашей земле ничуть не меньше архитектурных шедевров прошлых эпох. Жаль только, что их состояние оставляет желать лучшего.
Итак, Эльзас и замок О-Кёнигсбург.
О-Кёнигсбург был построен в XII веке. В период XIII-XIV веков замок часто менял сеньоров и лотарингские князья отказались от прав на владение этими землями только в 1474 году.
Все это время замок грабили и разрушали в ходе разнообразных войн. После очередного разрушения в 1462 году, в замке надолго поселились местные «робин гуды» — разбойники, грабившие дворян и купцов. А в 1479 году графы Тирштайн решили его восстановить. И опять несколько веков замок переходил из рук в руки, пока в 1899 году не был передан в дар императору Вильгельму II Гогенцоллерну.
Император решил реконструировать O-Кёнигсбург, пожелав превратить его не в королевскую резиденцию, а в музей средневековья, чтобы замок стал символом возрожденной империи и германского могущества. И несмотря на возражения против предложенного императором проекта, в 1900 году начались работы по восстановлению.
Руководил работами архитектор Бодо Эбгардт, имевший значительный опыт в таких работах. Эбгардт вел реставрацию, опираясь на точный обмер всех руин с использованием обширных фотоматериалов и с учетом самых передовых на тот момент археологических, исторических и архитектурных исследований, полностью сохраняя при этом видимые романские следы. Следует заметить, что реконструкция была произведена довольно быстро, и к 1908 году, в целом основная часть работ была закончена.
Безусловно, замок не восстанавливали как достоверную реконструкцию — это было воссоздание по мотивам средневековья, так, как оно выглядело по мнению императора и архитектора. Галереи с навесными бойницами напоминают скорее неоготическую, чем средневековую военную архитектуру. Наклон крыши, повсеместное использование черепицы для кровли, воссоздание ветряной мельницы, а не ручной — все это подверглось критике. Интерьеры также являются смешением нескольких стилей — мебель, оружие, доспехи и прочие элементы декора характеризуются пристрастием эпохи конца XIX века к монументальности и эклектике.
Однако следует отметить, что все предметы интерьера и оружие были приобретены с целью дать представление об истории и развитии боевого снаряжения с конца средневековья до XVII века, а также о развитии декоративно-прикладного искусства эпохи раннего Возрождения, образцы которого широко представлены в замке. Вообще, интерьеры представляют собой редчайшее по своей целостности собрание прекрасных ремесленных изделий, многие из которых смело можно причислять к искусству — здесь и великолепная резьба по дереву и камню, ковка, гобелены и, конечно, керамика — изумительные изразцовые печи.
Первая печь, которую видишь в замке — это «муравленая» изумрудная печь прямо при входе — у билетных касс. Это реконструкция классической западно-европейской изразцовой печи XV-XVI веков с изразцами коробчатой формы, пришедшими на смену так называемым «горшковым» изразцам, имевшим румпу цилиндрической формы. В основном именно такие печи изображены на многочисленных западноевропейских средневековых гравюрах и они же преобладают в замке О-Кёнигсбург.
Вообще все печи и камины замка относятся к трем стилям: романский, готика и ренессанс. В романском стиле выполнены все камины — это огромные каменные порталы с резьбой или без нее на карнизной части и мощными подпорными колоннами. Часть из этих каминов украшены фресками на трубах дымохода, которые были написаны еще при реставрации художником Лео Шнугом. Такие камины расположены в «присутственных» и хозяйственных местах: в Императорском зале, в Охотничьем зале, в кухонных помещениях и т.д.. Интересно, что эти камины сохранились еще до начала реставрационных работ и являются полностью аутентичными артефактами замка.
На третьем этаже северного жилого помещения установлена чугунная печь, сложенная из двух плит, найденных при раскопках.
Изразцовые печи замка представлены двумя стилями: готическим и ренессансом.
Замечательная изразцовая печь в стиле ренессанс светлого охристого цвета расположена в южной жилой части. Ее изразцы были скопированы с фрагментов керамики, найденных при раскопках. На этой печи в арочных сводах изразцов изображены фигуры святых, рельефы которых практически не повторяются. Печь необыкновенно красивая и нежная под майоликовыми заплывами полупрозрачных свинцовых глазурей, изумительно подчеркивающих глубокий рельеф сюжетных изразцов.
Интересно, что в замке есть отдельный зал, посвященный восстановлению печей, где расположен целый стенд, на котором очень наглядно показаны работы по воссозданию изразцов. Полная картинка реконструировалась по аналогии — из найденных маленьких фрагментов лицевой пластины изразца.
Восхитительная изразцовая печь расположена в оружейном зале. Это массивное сооружение в готическом стиле, повторяющее в своей архитектуре ажурные средневековые соборы. Прямоугольная в основе, стоящая на скульптурных керамических ногах в виде львов, печь сужается к верхней части и заканчивается готическими пинаклями, увенчанными ажурными флеронами. Нижняя часть изразцовой облицовки этой печи собрана из рельефных чертополохов — символа военных и оберега от злых сил и чумы. Средняя часть печи облицована крупными изразцами с геральдической символикой Последний верхний ряд изразцов имеет впечатляюще глубокий рельеф многофигурных композиций с библейскими сюжетами под готическими арочными сводами. Сбоку печи встроено сиденье с подогревом. Эта печь — точная копия музейной печи XVI века.
Еще одна зеленая изразцовая печь в готическом стиле установлена в императорском зале. Эта печь поскромнее предыдущей, но не менее интересна. В ее декоре применены свойственные готике многоярусные аркады изразцов, завершающиеся ажурными «окнами» с розетками, размещенные на широком прямоугольном основании. На рельефных изразцах основания изображены грифоны, львы, короны, гербы и другие элементы геральдической символики. Ярко зеленая полупрозрачная «полива» печи проявляет рельеф и красиво затекает в его глубины, превращая печь в изумрудную средневековую драгоценность.
Несколько изразцовых печей с менее изощренным декором расположены в спальнях замка, а одна квадратная, с простой архитектурой вероятно, имитирует старую «горшковую» печь с цилиндрическими румпами.
Все изразцовые печи сделаны из белой глины, поэтому цвета их глазурей насыщены и очень сочны. Часть из них реконструирована, а часть получена в дар от меценатов.
Закупка коллекций для обстановки замка продолжалась до 1918 года, когда по Версальскому договору тот перешел в собственность Франции.
Было много споров относительно правдивости проведенных восстановительных работ. Однако Эбгардтом была проделана столь мощная исследовательская работа, что реконструированный замок стал типичным образцом архитектуры укрепленных сооружений XV-XVI веков южной части рейнского бассейна.
Сейчас О-Кёнингсбург — это музей средневековой истории, принимающий туристов со всего мира, а также проводящий тематические и производственно-ремесленные экскурсии.
Сайт музея: www.haut-koenigsbourg.fr
Адрес музея:
Château du Haut-Koenigsbourg
67600 Orschwiller, Alsace, France
Téléphone : +33 (0)3 69 33 25 00
Отзывы наших клиентов
Камин с шишками
Бирюзовая изразцовая печь
Камин Жар-птица
Изразцовый камин Арнуво
Камин Перламутр
Печь с шишками
Печь Черный всадник
Камин Шиповник
Северный портал банной печи