В свое время при написании статьи о Петре Ваулине мы обратили внимание на его изумительной красоты майоликовую работу на фасаде Морского Никольского cобора в Кронштадте. А в марте 2022 года мы наконец смогли увидеть воочию этот великолепный памятник русского зодчества эпохи модерна.
При рассматривании собора на фотографиях ты обращаешь внимание лишь на общую архитектуру и, если ты занимаешься керамикой, то конечно, небольшие майоликовые фризы и вставки на фасаде Собора в основном и привлекают твое внимание. Ты воспринимаешь орнаменты на фасаде, как каменную резьбу, что бесспорно впечатляет мастерством, но область не наша.
Каково же было наше изумление, когда мы, увидев собор воочию и потрогав рельефы руками, поняли, что вся эта великолепная фасадная ажурность — это тоже керамика: терракотовые барельефы мастерской Гельдвейн-Ваулин. Особенно изумляет работа тем, что на орнаментах не видно стыковочных швов, а кроме того, рельеф часто имеет выраженные «замки», которые не позволили бы вытащить глину из форм, если керамика формовалась в гипсе. Коллеги предположили, что барельефы при изготовлении формовались отдельно от основы и приклеивались на шликер в сыром виде. А может быть, формы были многокусковые. В общем, это еще одна небольшая технолого-историческая загадка.
Вот так описывается фасадный декор собора в строительном буклете от 1913 года: «Собор облицован розовато-желтым кирпичом и украшен гранитными полированными наличниками и колоннами, терракотовыми орнаментами, мозаичными иконами (над северным входом — образ Божией Матери, над южным — Святители Митрофания, над западным — иконы Святых в честь и память посвящены приделы: Св. Апостолов Петра и Павла, Святителя Николая Чудотворца и Св.Иоанна Рыльского) майоликовыми фризами с изображениями Архангелов с символами Евангелистов; крыши медные с золочеными крестами и орнаментами на куполах; входные двери облицованы отливной орнаментированной бронзой, а главный западный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя картинами из жизни Святителя Николая Чудотворца, четырьмя символами Евангелистов и орнаментами».
История проектирования и строительства собора описана много раз, поэтому мы не будем сейчас повторяться, а расскажем лишь о его художественных особенностях, которые и определяют столь ошеломляющее впечатление, производимое этим замечательным архитектурным произведением.
Собор выполнен в неовизантийском стиле и является великолепным образцом высочайшего мастерства. Над декором собора трудились лучшие художники своего времени, оставившие значимый след в истории российского и мирового искусства. В работах принимали участие архитектор и художник В. А. Косяков, скульптор Н. В. Попов, мозаичист В. А. Фролов, керамист П. К. Ваулин, живописцы К. С. Петров-Водкин, М. М. Васильев, Ф. Р. Райлян, А. В. Троицкий и другие.
Интересным фактом является то, что собор, определяюще спроектированный в неовизантийском стиле, в переработке Василия Антоновича Косякова (1862-1921), приобрел черты русского модерна: это хорошо считывается в архитектурном решении и декоре фасадов Морского собора. Огромные окна, украшенные витражами, круглые «иллюминаторы» на южном и северном фасадах; характерные для строений модерна полихромные фасадные детали: майолика и мозаика; точеные холодноватые терракотовые орнаменты, своей ажурной резьбой опоясывающие кирпичную облицовку собора. Эстетика модерна ощущается и в «морском» декорировании белоснежных куполов собора, покрытых алюминием – позолоченных фризах из якорей, оплетенных канатами.
Практически творческий подход архитектора Василия Антоновича Косякова к проработке византийского наследия, смелость и деликатность сочетания элементов византийской и романской архитектуры с декоративными вкраплениями модерна, позволил автору построить настоящий шедевр в духе русского национального романтизма.
Спроектирован Морской собор по образу и подобию собора Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле — практически он является его уменьшенной и переработанной копией — слегка изменены пропорции собора: Святая София более приземистая, а Морской собор, как бы, устремлен ввысь. Но остальные архитектурные принципы сохранены полностью и, в итоге в Северной Столице появилась христианская святыня-воспоминание о наших византийских духовных корнях.
Рисунок мозаичного пола – один из компонентов почти прямого заимствования пола Святой Софии, с небольшим дополнением. Рисунок символизирует «бесконечность», но внутри этого знака добавлены волны, как иллюстрация морской тематики собора, построенного в память о русских моряках, погибших за Отечество.
Еще одно заимствование у Святой Софии – двери со знаками, означающими символ Христа.
Никольский Морской собор в Кронштадте — это третий по величине православный храм в России, после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. За время своей жизни он повидал много всякого — был и концертным залом и музеем. И лишь сто лет спустя после строительства опять открылся как храм Божий. В 2002 году было принято решение о его реставрации, и к 2013 году она была полностью завершена.
Реставрация была весьма масштабная, в ней приняли участие более двухсот художников-реставраторов и бесчисленное множество мастеров-строителей. Реставрацией керамической облицовки фасадов в 2012 году занималась мастерская «Паллада Афина».
Ну, а мы под впечатлением от дивных терракотовых барельефов храма решили создать коллекцию изразцов с ажурными элементами главного входа Морского Никольского собора в Кронштадте.
Благодарим за информацию А.В. Гамлицкого, старшего научного сотрудника НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств (Москва).
Отзывы наших клиентов
Билибинская изразцовая печь
Печь с шишками
Изумрудный камин
Викторианский камин
Бирюзовая изразцовая печь
Панно для кухни с дичью
Камин Жар-птица
Билибинские рельефы
Панно Святая Иустина