Наверняка многие видели белые глиняные фигурки стилизованных барынь в кокошниках или всадников на лошадках, индюшек с раскидистыми хвостами, раскрашенных в яркие цвета наивными кружочками и полосочками. Это — Дымковская игрушка, старинный промысел на реке Вятке в слободе Дымково, имеющий почти пятисотлетнюю историю.
Дымковский промысел никогда не был промышленным производством, а всегда был семейным кустарным ремеслом, отражающим неисчерпаемую энергию русского народа, способную противостоять любым катаклизмам, излучая в любых жизненных условиях радость и оптимизм.
Сначала керамические игрушки-свистульки делали все жители слободы Дымково к ежегодной ярмарке-празднику «Свистуньи-свистопляски», которая являлась продолжением ежегодного поминовения погибших на Хлыновском побоище в 1412 году вятчан и устюжцев, когда воеводства двух городов затеяли между собой битву.

Вот описание этого праздника генерал-майором Серпуховского драгунского полка Н. З. Хитрово, сосланного царем в Вятку в 1811 году:

«Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня — прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска».

Поражает устойчивость традиции, ведь с момента поминаемого события прошло уже почти 400 лет.

Дымковская керамическая игрушка всегда отражала представления людей об отношениях, о природе вещей, в ней, как в зеркале можно было увидеть древние образы окружающего мира. Каждая игрушка является полностью индивидуальной работой, которую лепит и расписывает один мастер.

Игрушки делаются из гончарной глины, сушатся несколько недель, обжигаются, затем обмазываются раствором мела на молоке (сейчас темперными белилами), после чего просушиваются и раскрашиваются в яркие цвета — красный, синий, зеленый, желтый и т. д.

Все цвета несут в себе определенную символику. Так, зеленый — это цвет жизни, красный — цвет огня и солнца, синий — цвет неба, белый — чистоты и нравственности.

Как и в других традиционных русских промыслах, символичны фигуры, которыми расписывают керамическую игрушку. Символы эти имеют языческое, дохристианское происхождение, но в сознании народа живы до сих пор.  

За столетия существования на промысле сформировались семьи потомственных мастеров. Каждая семья имела свой почерк, а игрушки отличались по орнаменту, цветовой гамме и пропорциям. Также, была специализация по сюжетам. К XIX веку на промысле работало около пятидесяти семей, создающих керамические игрушки. 

Наиболее распространенными были бытовые сюжеты — это разнообразные «барыньки», «всадники», «индюшки», «петухи», «бараны с золотыми рогами», «олени» и, конечно, «скоморохи».

В конце XIX века, в связи с общемировой индустриализацией, промысел начал испытывать трудности. Спрос на керамику упал и прокормиться только за счет нее семьям стало уже невозможно. Поэтому многие мастера перестали ею заниматься, ища более доходные виды деятельности.

Сохранением промысла мы обязаны художнику-пейзажисту А. И. Деньшину, который очень увлекся этим необычным народным творчеством своей родины и в 1930 году уговорил мастериц продолжить заниматься своим искусством и объединиться в артель «Вятская игрушка».

Алексей  Иванович Деньшин (1893–1948). Живописец-пейзажист. Родился и умер в Вятке. Организатор Вятского художественного музея, заведующий отделом искусства Вятского Губоно, художественный руководитель игрушечного отделения Вятских художественно-промышленных мастерских.

На тот момент в Вятке остались всего три мастерицы, которые продолжали заниматься керамикой профессионально — А. А. Мезрина,  Е. И. Пенкина и Е. А. Кошкина. Именно эти женщины вырастили новую плеяду художников-мастеров, которые продолжают развивать промысел и в наши дни.

Сегодня на промысле мастерицы занимаются только творчеством, все технологические процессы исполняются машинами — очистка глины, замес, подготовка красок. Однако, керамическая игрушка все равно является полностью ручной и ее от начала до конца делает один мастер.

Используемые краски тоже изменились — сейчас используются анилиновые, темперные или специальные керамические краски. На смену палочкам пришли колонковые кисти, которыми можно более точно прописать детали на игрушке. Художники лепят игрушку и расписывают ее.

Вся современная продукция делится на массовую и выставочную керамику. Для игрушек, ориентированных на широкого потребителя используются старые мотивы и отработанные формы. На выставочных работах художники ставят эксперименты и пробуют новые творческие приемы. Дымковская игрушка особенно хорошо смотрится в композициях из нескольких фигур. 

Интересна, с этой точки зрения, работа художницы Л.Д. Верещагиной  из 120 керамических фигурок «Праздник Преображения», сюжетом  для которой стали реальные исторические события из истории Вятского женского Преображенского монастыря.

В составе композиции есть и архитектурные элементы — храмы, колокольни, дома, пекарни. Есть тут и жанровые сценки — скотный и птичий двор, сенокос, крестный ход. Вокруг монастыря изображен город и его жители. Художница воссоздала законченную картину мира, с его прошлым, настоящим и мечтами о будущем.

Самым бесценным в Дымковской игрушке является ее сохранившаяся связь с прошлым и преемственность традиций. Современные художники, осваивая ремесло, никогда не пройдут мимо творчества старых художников-мастеров и обязательно изучат каждую работу, поскольку именно так можно понять суть Дымковской игрушки.

Только глубокое почтение к прошлому, изучение судеб и творений предшествующих поколений может дать основу для будущего. Это касается абсолютно всех сфер человеческой деятельности, но только солнечная Дымковская керамика, сохранившая жизнеутверждающие традиции народа, дает нам надежду на возрождение нации.

Отзывы наших клиентов

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100