Мы хотим рассказать вам о Скопинском керамическом промысле, чьи работы, с нашей точки зрения, являются очень интересными, поскольку мастера Скопина пошли дальше типовой гончарки. Ставя эксперименты с формой, они создавали  исключительные произведения  искусства — скульптурные керамические изделия, что близко нам по духу, творческому подходу и отношению к работе. 
Скопинская керамика — народный промысел в Рязанской области. Считается, что промысел был образован в 1640 году, когда впервые в переписи населения Рязанской губернии появилось имя скопинского гончара Демьяна Киреева, сына Бердникова. Основной причиной возникновения здесь керамического промысла стали большие залежи глин в окрестностях города. Поэтому неудивительно, что с древнейших времен люди здесь использовали богатства своей земли для изготовления посуды и другой утвари из глины. Глиняная посуда в этих местах делалась еще во времена доордынской Древней Руси.  

Скопинский керамический промысел развивался, как и многие другие промыслы в мире, производя гончарную посуду для быта, а также строительные материалы — печные трубы, кирпич и черепицу. Это были такие же, как и везде — достаточно грубые предметы крестьянской утвари без глазури

Но во второй половине XIX века в Скопине, по примеру московских мастеров, стали применять глазурь. Тогда и появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами Рязанского края. 

Скопинские керамисты тех лет отличались фантазией и поэтому появилось большое количество не совсем утилитарных предметов — с лепниной, сложными орнаментами и подглазурной росписью.

«Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов», — так писал о скопинских мастерах Александр Борисович Салтыков — крупнейший искусствовед и знаток русской художественной керамики XIX-XX века, восстанавливавший после войны гжельский промысел.

Это было оценено по всей России, поэтому спрос на керамические изделия из Скопина все время рос и промысел приобрел необычайную популярность. Сложные, почти скульптурные керамические изделия возили на праздничные ярмарки в крупнейшие города — в Москву, Рязань и Липецк. Не забывали города юга России и даже Украину.

Скопинскую керамику очень охотно покупали любители народного искусства, коллекционеры и иностранцы. Изделиями Скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. 
Скопинские художники всегда славились богатством воображения, смелостью пластических решений и оригинальными конструкциями своих керамических изделий.

Одновременно с простыми гончарными формами делались керамические кувшины с богатой лепниной и изображением различных сюжетов: здесь и сказочные животные, рыбы, птицы, разнообразные орнаменты, былинные персонажи, фольклорные и исторические образы.  

Орнаменты были рельефными и наносились штампиками и стеками по сырой глине. Виды орнаментов разнообразны, но преобладали геометрические, имеющие греческие  и византийские корни.

Керамика покрывалась цветными глазурями различных оттенков, а также ангобами — серо-зелеными, коричневыми и охристыми.

Благодаря энтузиазму мастеров и таланту художников Скопинский промысел не только сохранился до наших дней, но и получил развитие. Сегодня керамика скопинских мастеров участвует во многих выставках и часто получает призовые места в различных конкурсах.

Виды и формы керамики, выпускаемой на Скопинском заводе разнообразны, как и в старину. Самые интересные и уникальные произведения, со сложной лепниной и росписью делаются художниками вручную на гончарной основе.  

Сегодня на предприятии действует музей керамики, где проводятся очень интересные экскурсии.

Купить Скопинскую керамику вы можете в интернет-магазине предприятия по этой ссылке.

Отзывы наших клиентов

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100