Искусство изразцов было одним из самых живых, динамичных и ярких проявлений культуры XVII столетия, носившего именно московский характер и ставшего на глазах у современников символом столичной жизни. В XVII веке Москва постепенно стала превращаться в кирпичный город. Множество ее архитектурных памятников оказалось связано с XVII веком, который стал временем массового строительства или перестройки. Деревянные храмы были заменены кирпичными, а почти во все каменные церковные постройки XV-XVI веков внесены переделки. Одним из первых известных нам сооружений XVII столетия с изразцовой отделкой стала церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, построенная князем Д. М. Пожарским в 1634 – 1635 годах в своем родовом селе.
Церковь Николая Чудотворца в Столпах (Армянский переулок, построена в 1669 году, уничтожена в 1938 году) принято считать первым памятником Москвы, над изразцовым убранством которого могли работать иерусалимские мастера, переведенные в столицу в 1666 году.
Одним из первых московских заказов для новоиерусалимских мастеров было изготовление изразцов для фриза «павлинье око», украсившего в 1670 году несколько московских церквей. Название «павлинье око» композиция из 18 изразцов получила по рисунку, напоминающему узор на перьях павлина.
Один из вариантов «павлиньего ока» можно видеть на фасаде собора Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово – царской резиденции, изразцы для которой были изготовлены в 1673 году.
Подробнее об истории русского изразца мы писали в своей одноименной статье.
Конец столетия оказался временем и заката: многокрасочные сооружения стали постепенно вытесняться из городской среды. Классические черты архитектуры нового времени отвергли яркий архитектурно-декоративный изразец.
А широко применявшиеся ордерные формы: карнизы, колонки и другие детали – все чаще выполнялись из белого камня. На долгие два века изразец исчез с фасадов московских зданий, а керамическое производство полностью перешло на выпуск печных изразцов.
На рубеже XIX-XX столетий приверженность москвичей к архитектурной керамике пережила настоящий ренессанс, вспыхнув с новой силой. Яркие изразцы на фасадах домов — Лопатиной А. В. на Большой Никитской, Игумнова на Якиманке с характерными ярославскими изразцами, на Третьяковской галерее, на Ярославском вокзале и многих других зданиях — ознаменовали возрождение этого искусства в московской архитектуре.
В гончарной мастерской Абрамцево, созданной в конце 1889 – начале 1890 сыном Саввы Ивановича Мамонтова Андреем Саввичем стали собираться московские художники. Это была уже не первая попытка объединения русских художников в содружество любителей керамики.
В 1875-1876 годах группой русских художников, находившихся в то время в Париже, была организована Русская керамическая мастерская, участником которой были известные русские живописцы – И. Е Репин, К. А. Савицкий, В. Е. Маковский и художник-керамист П.К. Ваулин, создавший позднее уникальную майолику Соборной мечети в Санкт-Петербурге.
Стоит прийти в Коломенское, чтобы увидеть камин, изготовленный «первым великим керамистом», как этого человека называли современники. «…ибо Врубелем сделан вот этот камин. Это – частный заказ. Для врача…»
Для многих, как и для поэта Леонида Мартынова, написавшего эти строки, стало открытием «эта другая сторона» таланта великого живописца, нашедшего себя в искусстве глины.
Московские здания, украшенные маойликовыми картинами, не всегда попадают в поле зрения вечно спешащих москвичей, что возможно вызвано значительной высотой их размещения. Видимо, из-за этого многие не осознают ценность щедро подаренных городу произведений, которыми может похвастаться далеко не каждая мировая столица.
Стоит полюбоваться майоликовыми панно на гостинице Метрополь, созданные в Абрамцевской керамической мастерской.
Интересно керамическое панно на Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке дом 10, автором которого был художник А. Я. Головин.
Сейчас тоже можно найти изразцы в украшении современных построек.
Впервые идея использовать в оформлении станций московского метро майоликовые панно воплотилась в 1935 году при создании станции «Комсомольская» (майоликовое панно «Строители метро»).
Затем была построена станция «Киевская» в которой керамика применена не только в облицовке, но и в архитектурных деталях – капителях колонн и оригинальных светильниках.
При ближайшем знакомстве московский изразец оказывается невероятно богат и многогранен. Можно было бы согласиться с теми, кто утверждает, что керамика на всем пути ее развития занимала скромное место, вытесненное деревом и металлом.
Это можно было бы считать бесспорным, если бы не изразцы – своеобразный «опознавательный» знак русской культуры. С особой мощью это проявилось в Москве – городе, который украсила «удивительная красота», созданная из простой глины.
Благодарим искусствоведа Баранову Светлану Измайловну за материалы, используемые при подготовке этой статьи.
Подробнее ознакомиться с искусством русского изразца можно в музеях МГОМЗ, а почитать – в книге «Московский архитектурный изразец XVII века в собрании МГОМЗ» авторства Светланы Измайловны.
Отзывы наших клиентов
Камин Жар-птица
Мятная печь с деревом
Камин Перламутр
Панно для кухни с дичью
Печь Черный всадник
Северный портал банной печи
Камин с шишками
Камин Шиповник
Билибинская изразцовая печь