Ярославская архитектурная школа стала совершенно самостоятельным явлением в мировом зодчестве — уникальным, самобытным и очень красивым. В итоге, она определила не только архитектурное лицо древнего Ярославля, но и, на наш взгляд, стала вдохновителем ренессанса русского стиля, квинтэссенцией возрождения неорусского направления в архитектуре конца XIX начала XX века.

Ярославль — город без определенной даты рождения, поскольку есть несколько версий его возникновения, в том числе, весьма экзотические. Официальной датой основания принят 1010 год, когда по преданию на мысе над Стрелкой (соединение рек Волги и Которосли) Ярославом Мудрым был заложен город и построен Ярославский Кремль.

К XIII веку новый город уже превосходил по числу каменных сооружений Ростов Великий, а к началу XVII века Ярославль стал вторым по численности и третьим по торговому обороту городом России.

Ярославль — купеческий город. К 1630 году в городе насчитывалось самое большое число купцов первой гильдии в России и было 29 торговых представительств различных зарубежных компаний. Поэтому основными меценатами Ярославля, конечно, были купцы.

В этот период в городе ведется бурное строительство, во время которого и были заложены основные принципы ярославской архитектуры.
Изменение традиционных пропорций в храмовом строительстве, разделение архитектурных объемов при помощи декора, а также полная подчиненность декоративного оформления иерархическому сопоставлению объемов — вот ключевые особенности ярославского зодчества, позволившие ярославским мастерам непринужденно и тактично играть архитектурными элементами и превращать крупные площади стен в причудливые разноцветные поляны изразцов и рельефных деталей, захватывающих зрителя своей игрой цвета, света и формы.

Ярославль достаточно сильно пострадал во время событий 1917—1918 годов. Да и позднейшая «национализация» храмов с последующей передачей их под склады, не улучшила сохранность древних памятников русского зодчества. Однако, такая ситуация была во многих русских городах и нам остается только радоваться, что красивейшая часть ярославской архитектуры XVII века сохранилась достаточно хорошо. По крайней мере, глядя на эти изумительные строения мы можем насладиться их красотой и составить себе яркое преставление о ярославской архитектурной керамике.

Красные гончарные глины — это основной ресурс ярославских земель, поэтому в Коровницкой слободе (Коровниках) в XVII веке работают «записные кирпищики» — гончары и изразечники Ярославля, прославившие город на всю страну.

Ярославские изразцы на храмах это не только классическая цветочная розетка, но и разнообразные т.н. «московские» сюжеты с древом жизни и птицами, изразцы «суздальского» стиля с различными символическими животными, а также поливные изразцы Новгородской и Псковской школы.

К слову сказать, первые храмы Ярославля несли в себе стилистику новгородских храмов и венецианские архитектурные традиции XV века. По строению и декору это были довольно аскетичные побеленные здания, декорированные штучными «муравлеными» изразцами изумрудного цвета или вовсе без изразцового декора.

Например, церковь Николы Надеина, законченная в 1620 году — первый храм, построенный после смуты. Этим храмом была заложена новая традиция для купечества — строить каменные церкви. Поэтому в центре Ярославля было возведено множество церквей со специфическим «купеческим» строением — на крупной подклети, в которой купцы хранили свои товары «у Христа за пазухой», возвышается собственно сам храм, с главками и колокольней.  Следует заметить, что посадские и слободские храмы Ярославля, построенные на соборные средства прихожан таких подклетей не имели.

Первым храмом в Ярославле с применением изразцов стала Церковь Рождества Христова — 1635 года постройки. На ней, как раз, те самые «муравленые» изразцы, горящие изумрудными искрами на белоснежной стене храма, пришедшие в Ярославль из Новгорода и Пскова. 

Высшего расцвета Ярославль и его архитектура, достигли к концу XVII века. Тогда были построены жемчужины ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка, церковь Николы Мокрого, церковь Богоявления, церковь Иоанна Златоуста в Коровниках и другие. Богатство изразцового декора этих церквей впечатляет.

Новые приемы были впервые применены в церкви Иоанна Златоуста, когда при перестройке храма в 1680 году в его стенах были прорублены новые окна, получившие изразцовый декор наличников сложной конфигурации и угловые полуколонны с изразцовыми вставками на капителях. 

Однако, изразцами ярославская архитектурная керамика не исчерпывается. Никто до ярославцев не применял так активно красную неглазурованную архитектурную керамику в качестве декора. Тут и разнообразные валики, арки, витые элементы — расписанные холодным способом или без какого-либо покрытия — чисто кирпичные. Первыми ярославцы применили и глазурованный кирпич — с рельефом и без него.

Большим рельефным разнообразием отличаются ярославские церкви конца XVII века. Именно это разнообразие, в сочетании с ордерным размещением декора, стало позднее основой для неорусского стиля, так любимого многими до сих пор.

Апофеозом ярославского зодчества стал храм Иоанна Предтечи — самый крупный из ярославских храмов XVII века. Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1687 году на правом берегу реки Которосли. Она имеет пятнадцать глав и высоту 45 метров.

Изразцовый декор церкви необыкновенен, а в отделке активно применяется все разнообразие неглазурованной архитектурной керамики. Врата и оконные проемы, стены, арки полностью декорированы кирпичными рельефами и объемными керамическими формами. На храме, вероятно, нет ни одной гладкой стены, все его вертикальные поверхности отделаны рельефными витыми и резными элементами, а где нет декора, поверхности изогнуты, либо расписаны, что также придает стенам объем.

Внутренние помещения храма имеют изощренную темперную живопись — от пола до свода храм расписан фресками со сценами из Ветхого и Нового завета. В росписях стен церкви Иоанна Предтечи представлен единственный в своем роде полный церковный календарь. И хотя состояние храма оставляет желать лучшего, многие нижние изразцы подверглись вандальному разрушению в 90-е годы XX века, он производит ошеломляющее впечатление. Можно представить себе, как мощно он выглядел сразу после завершения строительства!

Ярославцы восстанавливают бесценные творения своих предков и строят новые храмы.

Успенский Собор Ярославля построен в 2010 году на месте кафедрального православного храма древней Ростово-Ярославской епархии, снесенного в 1937 году. Хотя по своей архитектуре этот собор скорее близок к московским храмам, но в его декоре активно использовалась глазурованная архитектурная керамика — керамические орнаментальные панно на крыльце, изразцовый фриз «Павлинье Око» на барабане главного купола и, конечно, потрясающая рельефная керамика над входами в храм, где размещены огромные керамические иконы Успения и Вознесения Богоматери работы талантливого ярославского художника-керамиста, реставратора Евгения Тарабина.

Благодарим за организацию экскурсии по изразцовому Ярославлю гида Светлану Волкову.

Отзывы наших клиентов

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100