Понятие «майолика» в нашем сознании прочно ассоциируется с Италией, хотя известным фактом является то, что само слово произошло от названия испанского острова Майорка, откуда в Италию завозили глазурованные изделия из Испании. А вообще, итальянцы, как и другие европейцы, гораздо позже стали применять в своей керамике глазурь.
Только в 15 веке начали появляться первые майоликовые работы местного происхождения, когда итальянцы нашли способы глазурования своей керамики и усовершенствовали их. Первая итальянская майолика относится к эпохе Раннего Возрождения, периоду Кваттроченто.
Лука Делла Роббиа (1400 — 1482 г.г.) — скульптор, керамист и ювелир Итальянского Раннего Возрождения.
К этому периоду относятся работы выдающего керамиста Луки Делла Роббиа. Он был первым в своей династии художников, начавший успешно использовать искусство полихромного глазурования терракоты.
В классическом понимании, майолика — это терракотовая керамика, покрытая глазурью с оксидом олова. Методика Делла Роббиа предполагала добавление в глазурь не только оксида олова, но и оксидов других металлов, что расширяло гамму цветов и эффектов. Поскольку керамист Делла Роббиа был одновременно скульптором и ювелиром, то он начал создавать терракотовые рельефы, которые затем покрывал своей новой глазурью.
Учитывая повышенную стойкость этого покрытия и наличие в нем металлического блеска, «люстр», майолика работы Делла Роббиа стала использоваться не только в интерьерах, но и на фасадах зданий, а также в полутемных помещениях. Металлические блестки в глазури таким образом преломляли свет, что даже малого его количества было достаточно, чтобы скульптура начинала «светиться» в полумраке.
Керамическая мастерская Делла Роббиа стала семейным предприятием и после смерти Луки его дело унаследовал его племянник, Андреа Делла Роббиа, который расширил палитру майоликовых глазурей.
При нем предприятие стало выпускать копии наиболее популярных керамических композиций, которые поставлялись во многие страны Европы. Было организовано производство архитектурных деталей с использованием пресс-форм.
Работы семейства Делла Роббиа были первым и очень успешным симбиозом живописи и скульптуры. Их произведения, такие, как рафинированные Мадонны, портреты и бюсты, сюжетные композиции, сравнимы по красоте и выразительной силе с произведениями крупных художников эпохи Возрождения — Донателло, Верроккьо, Филиппо Липпи.
Между тем, итальянское Возрождение вступило в период Чинквеченто — период Высокого и Позднего Возрождения, когда работают и творят великие Леонардо да Винчи, Микеланджело и Тициан. Итальянская майолика этого периода вполне соответствует выдающимся мастерам своего времени.
Франческо Ксанто Авелли До Ровиго (1486 — 1542 г.г.) — венецианский керамист и поэт Итальянского Возрождения.
Франческо Ксанто Авелли До Ровиго — художник, о котором мало, что известно, кроме того, что он создавал совершенно уникальную майоликовую живопись и принимал участие в создании первого профсоюза керамистов в Италии.
Он подписывал свои работы аббревиатурой FXAR и все они датируются периодом с 1530 по 1540 год. Более ранние работы художника, которые по ряду признаков можно отнести к его творчеству, никак не идентифицированы и причины, почему он стал в какой-то момент подписывать свои работы, достоверно неизвестны. Возможно, это как-то связано с его участием в профсоюзном движении, почему он начал испытывать проблемы с трудоустройством и вынужден был начать работать самостоятельно. После 1542 года о нем неизвестно ничего.
Никола да Урбино ( 1480 – 1547 г.г.) — художник-керамист из Кастель Дуранте.
Никола да Урбино первым ввел в майолику новый стиль «istoriato». Стиль повторяет традиции живописи того периода и характерен подробным изображением на керамике одной сцены, как правило, имеющей библейский или светский сюжет.
Керамические картины Николы часто изображают сцены из средневековых романов или античных классиков. Например, он иллюстрирует на керамике «Метаморфозы» Овидия. Однако, он не просто копирует черно-белые рисунки книжной графики, он преобразует их так, что они наполняются пластичностью, жизненной силой и движением.
Позже он переходит от книжной графики к живописи по композициям Рафаэля.
«Рафаэль от майолики, создавший классический стиль Высокого Возрождения в керамике», — так называет Николу да Урбино профессор искусствовед эпохи Возрождения Оксфордского университета Тимоти Хью Уилсон.
Нельзя не упомянуть художников из Фаэнцы, работавших в стиле «istoriato», среди которых особенно выделялся Бальдассар Манара, использовавший посуду в качестве холста для своих работ, часто с придуманными сюжетами, напоминающими картины живописцев.
Следует отметить, что Фаэнца по сей день является центром по производству майолики и именно этот город дал имя «фаянсу» — керамике из каолиновой глины, родственной фарфору, активно завозимой итальянскими купцами в средневековую Европу из Фаэнцы.
Традиции иллюстрирования литературных произведений на керамике продолжает еще один художник из Деруто — Джакомо Манчини Эль Фрате. Он также работает в стиле «istoriato» и пишет много майоликовых картин по Овидию и на библейские сюжеты на посуде.
И конечно, нельзя не рассказать о Киприано ди Микеле Пикопассо — выдающегося керамиста, создавшего литературный труд «Три книги искусства гончара», который является кладезем информации по технике майолики — от выбора глины, ее подготовки, усовершенствования и формирования тела изделия до составов глазури и получения нужных цветов.
Трактат написан в 1548 году из практического опыта мастерской Пикопассо по просьбе кардинала Франсуа де Турнона, который, вероятно, планировал воспользоваться им для улучшения качества французского фаянса.
Однако, впервые он был опубликован только в 1857 году, пролежав 300 с лишним лет невостребованным. Этот труд считается наиболее важным документальным источником технологии керамики эпохи Возрождения.
Именно в нем нашли первое упоминание рецепта «неаполитанской желтой» глазури, которая называется в трактате «zalulino».
Ее изобретение относится к 1547 году и для ее получения «необходимо нагреть смесь свинца, сурьмы, винных дрожжей и соли».
Рукопись обогащена рисунками типичных декоративных мотивов того периода. Трактат был приобретен библиотекой Музея Виктории и Альберта и переиздан с фотографиями в виде репринта.
Итальянское Возрождение подарило миру много изумительных работ — бесподобную живопись, богатейшую архитектуру, потрясающую скульптуру.
Майолика стоит в одном ряду со всеми этими видами искусства — она дополняет, объединяет и преобразовывает их все в пылающем горниле гончарной печи, и совершенно справедливо ассоциируется у нас с Италией и итальянским Возрождением.
Мы специализируемся на изготовлении майолики и вы всегда можете заказать у нас живописные панно ручной работы, выполненные в стиле мастеров Итальянского Возрождения.
Взгляните на наше майоликовое блюдо с гротесками, написанное в стиле мастеров майолики из Деруты.
Изумительные майоликовые работы современной художницы из Деруты Франчески Никаччи в стиле итальянского Возрождения вы можете увидеть на этой странице.
А наши изразцы в стиле итальянского Ренессанса вы можете посмотреть на этой странице.
Кроме того, вы можете приобрести наши реплики итальянской майолики из музея в Палермо. Мы не только повторили рисунки настоящих плиток, но и состарили наши изразцы, сделав на них кракелюр и «исторические потертости».
Отзывы наших клиентов
Керамическое панно Ирис
Камин Жар-птица
Панно для кухни с дичью
Охотничий камин
Викторианское панно
Керамическое панно Шале
Печь Черный всадник
Бирюзовая изразцовая печь
Камин с шишками
Изразцовый камин Арнуво