Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Изготовление изразцов и майолики ручной работы





Изразцы с живописью до обжига
 

Процесс изготовления керамики, изразцов и майолики достаточно трудоемок и требует соблюдения технологии. Несмотря на кажущуюся простоту, на любом этапе глина может повести себя непредсказуемо и вся работа мастеров пойдет насмарку. Поэтому технология — это ключевой момент в изготовлении любой керамики.

Многие мастера предпочитают только шамот или фаянс. Некоторые работают с фарфором. Кто-то только с терракотой. Фарфор и фаянс материалы более тонкие, имеющие плотную структуру черепка и позволяющие делать очень изящные проработанные вещи, с тонкими рельефными элементами.

Шамот имеет меньшую усадку при сушке и, за счет своего зерна, лучше держит форму изделия. Поэтому только шамот позволяет изготавливать объемные крупные архитектурные детали.

А терракота является, хоть и капризным, но очень пластичным материалом. К тому же для ее обжига требуются более низкие температуры, что, безусловно, влияет на конечную стоимость изделия.

Мы работаем с несколькими видами глины и иногда для достижения максимального декоративного эффекта комбинируем разные виды глины.

Глина в основном используется отечественная: шамот — из Воронежа, фаянсовые массы привозятся из Белгородской области, а МКФ привозят из Донецкой области. Только пластичные каменные массы, необходимые для изготовления рельефной фасадной майолики, мы заказываем в Испании. Еще наши художники применяют испанские глины, когда необходимо сделать ажурную плетеную керамику.

Любую глину необходимо готовить. Неоднородность глиняного теста может привести к разлому керамики на любом из последующих этапов изготовления.

Хотя все массы поступают в мастерскую в полностью готовом виде, но и они иногдп требуют хорошего перемешивания и "перебивания".  Вообще, любая глина любит проминку и дополнительную ручную обработку.

Только после тщательного вымешивания и удаления из глиняной массы воздушных пузырей и крупных включений можно приступать к набивке изразцов в формы.

Формы — это отдельный разговор. Пожалуй, формы являются предметом особого вожделения керамистов, поскольку уникальный рельеф — это художественная работа, которую способны сделать далеко не все.

Модель для формы может являться арт-объектом, а уровень производства и мастерство художника можно определить по качеству используемых форм: рисунок и рельеф на формах настоящего профессионала очень точный, хорошо проработанный и непременно гармоничный.

Итак, в готовую форму мастер набивает глину. Через некоторое время глина начинает подсыхать и заготовку вытаскивают из формы для окончательной просушки. 

Сушка заготовки должна происходить в естественных условиях, при правильном температурном режиме, поскольку любое отклонение приведет к искривлению заготовки и потере геометрии изделия. Не желательно применять в процессе сушки различные обогревающие приборы: фены или калориферы. Можно применять специальное оборудование, типа сушильных шкафов. Но и в этом случае, заготовку можно туда класть уже в кожетвердом состоянии, только для досушивания.

Далее следует первый обжиг. Он же "утельный" или "бисквитный" в случае с фарфором. После первого обжига терракота становится розовой, шамот и каменная масса светло-бежевыми, а фарфор или фаянс — молочно белыми. 

Теперь можно передавать заготовку художникам и глазуровщикам, которые глазуруют и расписывают изделие, чем превращают его в законченную работу. 

Роспись и глазуровка делается керамическими глазурями, эмалями, пигментами,  над- и подглазурными красками, которые проявляют свой реальный цвет только после повторного обжига. В мастерской используются жароустойчивые пигменты, дулевские и немецкие глазури Botz и Терраколор, которые зарекомендовали себя достаточно хорошо. 

Обжигов может быть много, иногда до шести-восьми. Часто художники прописывают детали рисунка поверх глазури, чтобы уточнить какие-то элементы. Нередко используется компонент "золото", а это еще один обжиг. Для нанесения логотипов и фотографий на керамику используется деколь, сопровождающаяся очередным обжигом. 

И на каждом обжиге изделие может лопнуть в печи, что тем более обидно, когда работа почти закончена.

К счастью, опыт, аккуратность и определенная доля суеверности, свойственная, наверное, всем керамистам, позволяет работать практически без отбраковки, что немаловажно для формирования разумной ценовой политики.

 

Изготовление формы для изразца
Набивка плитки в формуПроцесс установки керамики в печь
Сушка заглазурованных изразцов перед росписью
Процесс росписи изразца
Изразцы с живописью после обжига

  
Процесс изготовления изразцов показан художником-керамистом
Ильей Куприяновым для телеканала "Загородная жизнь". 

Благодарим телеканал за этот наглядный видео материал.


К началу страницы