![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Как и многие архаичные керамические изделия она относится к так называемой «веревочной» керамике, хотя по своей форме существенно более сложная, чем, например, керамика Скопина или старинная шведская Snorkeramic. В сущности сходство с веревочной керамикой заканчивается только на способе изготовления изделий с использованием веревочных жгутов. Однако богатство рельефа и пластических форм ставит японский Дземон несоизмеримо выше европейских архаичных сосудов с точки зрения их художественной ценности. Керамика Дземон была распространена в Японии вплоть до IV века до н.э., но одновременно с ней с первого тысячелетия до н.э. развивалось и второе направление, называемое керамикой Яей. Это была в основном посуда, простая по декору, красноватого цвета, полированная до блеска и практически без орнаментов. Однако, качество глины в керамике Яей было выше, поэтому изделия получались более тонкостенными и декорированными в основном гребневым рельефом. Керамисты Яей начали применять гончарный круг — это еще одна из причин более тонких стенок сосудов. Техника обжига также стала более совершенна. В конце третьего века наступила эпоха Кофун, продолжавшаяся до VII века н.э. Керамика Кофун и Яей использовалась также в ритуальных целях и погребальных церемониях. С VIII века н.э. гончары Киото освоили технологию глазурования керамики легкоплавкими глазурями. В основном применялись трехцветные бело-желто-зеленые глазури. Но более популярной стала керамика с пепловой (зольной) и солевой глазурью, когда пепел попадал на поверхность изделия и преобразовывался под воздействием температуры в печи в полупрозрачную зеленоватую пленку с неровной фактурой. Не менее интересны солевые глазури, которые получались в результате сжигания морских водорослей и соли на поверхности керамики во время обжига. Надо заметить, что работы японских мастеров с применением солевой глазури встречались вплоть до XIX века. С XIII века керамисты усовершенствовали свои печи и смогли поднимать температуру в них до 1200 градусов, что позволило получить полевошпатовую глазурь. Следующий заметный период японской керамики относится к эпохе Кутаяма — середина XIV века, когда на территории средневековой Японии работали шесть наиболее известных мастерских — в Сэто, Бидзене, Этидзене, Сигараки, Танба и Тконамэ. Керамические изделия периода Муромати (1336—1573) в основном были покрыты стекловидной глазурью и использовались буддистскими монахами в качестве ритуальной посуды. Поскольку процесс обжига всегда является нестабильным и не совсем предсказуемым, то результат иногда отличается от задуманного. Японские керамисты использовали эту особенность и превратили огрехи обжига в своеобразный колорит, добавляющий изделию естественной красоты. Вообще, ключевым для всего японского искусства явлется канон простоты и естественности, что, конечно, получило свое отражение и в японской керамике. Важным этапом в развитии керамики Японии стала чайная церемония, распространившаяся от японской знати по всему обществу и вошедшая в культуру Японии как один из почти религиозных обрядов. Для ее проведения требовалась посуда особого типа, которую импортировали из Китая. Возросшая потребность в такой посуде и прекращение торговых отношений с Китаем дали мощный толчок развитию керамики в эпоху Момоямы в XV веке. В этот период происходило объединение Японии и возникновение централизованной государственности. Продолжительные войны, сменяющиеся периодами изоляции Японии внесли свой вклад в искусство и керамику архипелага. Тогда же возникла и керамика «раку», специально предназначенная для чайной церемонии. Ее отцом стал Танака Тёдзиро — корейский мастер-гончар. О керамике раку вы можете прочитать подробнее на этой странице. Война с Кореей и перевоз большого числа керамистов из Кореи ускорили развитие технологии производства фаянса и фарфора. Вторым наиболее известным корейским мастером, который не только перенес корейские технологии в японское искусство, но и полностью ассимилировавшись в японском обществе, развил японскую керамику до неожиданных высот, стал Ри Сампей. Его считают «отцом» японского фарфора. Множество корейских мастеров осели в районе Арита на севере острова Кюсю, где были найдены месторождения беложгущей глины, необходимой для производства фарфора и фаянса. Довольно быстро этот регион стал крупнейшим производителем фарфора, экспортировавшим через порт Имари свои изделия в другие страны мира. Эпоха Эдо дала новый виток в развитии японской керамики. XVI век стал веком небывалого развития технологий и школ живописи. По всей стране открывались тысячи керамических мастерских, многие из которых работают по сей день. К XVII веку японский фарфор получил европейское признание наравне с китайским и успешно с ним конкурировал. Точно также, как и китайские работы, бело-голубые изделия мастеров Арита копировались керамистами Дельфта. А в Великобритании стали популярными копии японского Какиэмона, которому свойственно изящество природных изображений — птиц и цветов — лаконичными графическими силуэтами цветными эмалями на молочно-белом фоне приемами надглазурной живописи. Вообще, несмотря на сходство корейской, китайской и японской живописи, главное отличие японских изобразительных традиций заключается в отсутствии пышности и парадности. На всех изделиях японских мастеров мы видим очень изящные, лаконичные и где-то даже интимные изображения природы, сдержанные, но от этого еще более привлекательные в своей простоте. Современные образцы японской керамики и фарфора превосходят многие изделия европейских и китайских производителей и по-прежнему являются самобытным истинно японским искусством, наполненным глубоким смыслом преклонения перед красотой природы и философского отрешения от суеты повседневности во имя вечных духовных ценностей. Статья о современной молодой японской керамистке Хитоми Хосоно — волшебный вальс цветов. |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |