Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Керамика США начала XX века — из Arts&Crafts в Великую Депрессию

Искусство художественного изразца в США было вдохновлено английским движением «Искусство и ремесла» (Arts & Crafts), которое эволюционировало из декоративного искусства Англии. Следует заметить, что американские керамисты и дизайнеры, в отличие от Уильяма Морриса, увидели в рукотворном изразце коммерческий потенциал. Они и в Arts & Crafts, которое в США называлось American Craftsman, углядели возможность, во-первых, реализации потенциала женщин-художников, а во-вторых, возможность использования рукотворных изделий в объектах для среднего класса, что безусловно, подразумевало определенную массовость таких изделий. Они утверждали, что простая, но изысканная эстетика Arts & Crafts  облагородит промышленное производство, что сделает американское общество более гармоничным. Движение «Искусство и ремесла» в США стало эстетическим партнером прогрессивности —  американской политической философии того периода. Характерно, что начало американского Arts & Crafts было положено в чикагском Hull House — одном из первых американских домов социальной защиты. 

















 

Примечательно также и то, что первая выставка американского движения «Искусство и ремесла» прошла 5 апреля 1897 года, в зале Копли в Бостоне, при этом из более тысячи объектов, сделанных руками мастеров, половина принадлежала женщинам-художникам. 

В общем, на первое место в американском Arts & Crafts вышла технология и, конечно, определенная автоматизация процессов, что однако, совсем не отменяет художественной ценности американских работ того периода.  

Первая коммерческая плитка на принципах Arts & Crafts была сделана еще в 1876 году в Питсбурской плиточной компании (Pittsbury Encaustic Tile Company) Самуэлем Кейсом — английским эмигрантом, привезшим этот стиль из Великобритании. 

Вообще, в восточных штатах на многих керамических фабриках работали рабочие-эмигранты из Европы, привозящие с собой новые тенденции и европейские дизайны. Однако, из-за того, что они постепенно переселялись в западные штаты,  их плитки теряли свой европейский стиль, растворяясь в культуре Среднего Запада, и приобретали американские черты и элементы. На юго-востоке и восточном побережье США начинают появляться элементы дизайна в испано-мавританском стиле. 

В конце XIX века индустрия американской художественной плитки процветала. Американские компании привозили свою керамику и выигрывали призы на многих международных выставках в Европе. Многие американские плитки сделаны лучшими художниками-керамистами, не просто имеющими большой опыт в создании керамики ручной работы, но и разрабатывающими новые приемы глазурования.

В те времена частое перемещение керамистов между фабриками, их общение между собой, приводило к взаимному обмену идеями. Все было открыто и прозрачно. А в итоге, возникали новые художественных тенденции, технологии и рецепты глазурей, что очень способствовало процветанию индустрии в целом.
 
Производство американской керамики, конечно, пострадало во время первой мировой войны, но наслаждалось ренессансом 20-х и 30-х годов XX столетия, бурно развиваясь в послевоенный строительный бум. Даже несмотря на преобладание массовой продукции, всегда был спрос на плитку ручной работы, с признаками неидеальности и старины. Тогда было создано много новых компаний,  но к сожалению, не все они пережили Великую Депрессию.

Итак, наиболее известные американские компании и керамисты, внесшие большой вклад в искусство и промышленное развитие архитектурной керамики США, чьи работы остались не только в музеях, но и на зданиях американских городов. 

Empire Tile Company — компания, созданная из гончаром  Джоном Оуэнсом в 1923 году.
Джон Оуэнс начал делать художественную керамику около 1875 года в Розенвилле, штат Огайо. К 1891 году он построил большой завод неподалеку, в Зейнсвилле. Фактически Джон Оуэнс стал отцом художественной керамики США, поскольку кроме производства довольно необычной рельефной плитки с изображениями церквей, соборов, домов и другой архитектуры, он воспитал огромное количество технологов, возглавивших в дальнейшем несколько крупнейших керамических производств США.

Одним из примечательных сотрудников Джона Оуэнса был Карл Лангенбек, считавшийся в начале XX века лучшим химиком-технологом в Соединенных Штатах. В 1905 году основная часть предприятия Оуэнса  переключилась на производство плитки и в течение длительного времени компания Оуэнса переформатируется под различными именами: Owens Floor and Wall Tile Company, Domex Floor & Wall Tile Co. of Greensburg и, наконец, Empire Tile Company. 

Очень многие работы Оуэнса из его художественной керамики были в разное время повторены его конкурентами, часто вышедшими из его же предприятия.  К сожалению, компания Оуэнса не пережила Великую Депрессию и была закрыта. 

Компания Mosaic Tile была образована учеником Оуэнса Карлом Лангенбеком в 1894 году совместно с Германом Мюллером из American Encaustic Tiling Co.  Вскоре Mosaic Tile Company стал серьезным игроком на рынке. В основном, этим успехом компания была обязана талантам самих Мюллера и Лангенбека. Герман Мюллер получил художественное образование в Германии. Там он научился не только скульптуре и моделированию, но и получил представление об экстремальной многогранности дизайна — Мюллер не боялся художественных экспериментов и был крайне подвижен в реализации новых дизайнерских идей в керамике.

Лангенбек был талантливым химиком-керамистом, ответственным за технологию разработки новых цветов и глазурей. В 1908 году компания была преобразована в Mueller Mosaic Company, пережила Великую Депрессию и просуществовала до 1942 года, вплоть до смерти Германа Мюллера.

Rookwood Pottery была создана в Цинциннати в 1880 году Марией Лонгворт Николс — дочерью миллионера и мецената Йозефа Лонгворта. Ее страсть к керамике возникла во многом благодаря Карлу Лангенбеку, который в то время жил рядом и дал ей однажды набор керамических красок. Воодушевленная, как и многие, происходящими во время обжига процессами, Мария Лонгворт уговорила отца профинансировать свое увлечение и приобрести здание в городе под мастерскую.  

В основном Rookwood Pottery известна своей гончаркой — это изумительные вазы с очень тонкой подглазурной живописью. Мария Лонгворт считала, что создание творческой атмосферы в мастерской и привлечение талантов может дать изумительный эффект. Так и произошло.
В ее мастерской работали крупные художники и технологи. В частности, в Rookwood Pottery работала известная американская художница Клара Чипман Ньютон. В компании в разное время были разработаны сложные майоликовые глазури:  Iris —  прозрачная, бесцветная глазурь, Sea Green —  оттенок цвета морской волны, Aerial Blue — прозрачный и глубокий синий.

С увеличением интереса к американскому движению «Искусство и ремесла» стала необходима матовая глазурь, которая могла быть использована для подглазурной росписи. В Rookwood  в 1904 году была разработана  глазурь «Веллум», дававшая матовую прозрачную поверхность, через которую можно было увидеть подглазурную роспись. Компания Rookwood Pottery постоянно росла и получила международное признание:  на выставках в Париже в 1889 и 1900 годах ее работы были отмечены наградами, на выставке арт-индустрии в Филадельфии и Pan American в Буффало в 1901 году были получены медали.

В 1902 году в Rookwood начато производство архитектурной керамики. В 1903 они изготовляли плитки для декорирования станции метро Нью-Йорка, которые включали фризы с изображением исторических событий и новых изобретений. Также были сделаны плитки для фасада и интерьера публичных зданий и помещений. Например, здание универмага Лорд энд Тейлор, здание Центрального вокзала в Нью-Йорке облицованы изразцовой плиткой Rookwood. 

Во время Великой Депрессии компания была вынуждена прекратить производство плитки. В довольно вялом состоянии Rookwood Pottery продолжила свое существование до 1982 года, когда ее приобрел Артур Таунли, ставший ее владельцем на 20 лет, исключительно с целью сохранения рецептуры и товарных знаков. А в июле 2006 года, вновь образованная в Цинциннати Rookwood-Керамика заключила контракт на приобретение всех оставшихся активов оригинального Rookwood Pottery у Артура Таунли.

Эти активы включали, среди прочего, товарные знаки, более трех тысяч оригинальных форм и сотни рецептов глазури, используемых  Rookwood Pottery до Великой Депрессии. Сегодня Rookwood Pottery принадлежит Мартину и Мэрилин Уэйд и расположена по-прежнему в Цинциннати. Компания работает в полном объеме, в ней произведена реновация, приобретены новые печи и оборудование. Владельцы компании исповедуют принципы Марии Лонгворт –  с прицелом на будущее, с мышлением на острие технологии, готовность к риску во имя развития искусства в окружении талантливых единомышленников.

Flint Faience Company — компания была создана совместно A. C. Spark Plug Company и General Motors. В ассортименте компании было более семи тысяч различных рельефов с палитрами более, чем в 150 цветов. В основном в компании использовали технику набивки, но иногда встречались интереснейшие инкрустации. Компания была закрыта в 1933 году по инициативе General Motors, которые настаивали на расширении производства автомобильных свечей зажигания.

Grueby Pottery and Tile Company была основана Уильямом Генри Груби в Бостоне в 1898 году как гончарная мастерская, специализировавшаяся на вазах и посуде. Плиточная продукция компании не пользовалась спросом до 1907 года. К этому моменту эстетика Arts & Crafts была внедрена в дизайн плитки компании, причем, с большой долей натурализма и использованием матовых глазурей. Уильям Груби, вдохновленный французской керамикой, создавал в основном терракотовые плитки с выраженным рельефом в довольно брутальной стилистике.

В итоге изразцовая плитка Grueby стала символом американского движения «Искусства и ремесла» и продавалась по всему миру. Работы компании получили две золотые и одну серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, медали на Пан-Американской выставке в Буффало в 1901 году и были награждены золотой медалью на Луизианской выставке в Сент-Луисе в 1904 году.  

Grueby Pottery and Tile Company до сих пор остается наиболее известной своей художественной и глазурованной архитектурной керамикой американской компанией, применявшей очень необычные формы и пластику рельефов. Ее полихромные изразцы можно увидеть в облицовке станций метро в Нью-Йорке. В главном лобби Отеля Radisson в Скрэнтоне (бывшее здание железнодорожного вокзала Лакаванна) в Пенсильвании размещены тридцать шесть оригинальных керамических панно из плиток этой компании. Компания окончательно прекратила свое существование в 1920 году, после целого ряда несчастий и пожаров на предприятии.

Russel Crook Tiles. Рассел Крук был известен своими каменными вазами, украшенными синими полосами стилизованных животных. Однако, его студия керамики также делала плитки в маленькой печке позади его дома. Он был членом общества Arts & Crafts Бостона и работал в Grueby Pottery, разрабатывая для компании дизайны и рельефы. После закрытия Grueby Pottery Рассел Круг создавал авторские плитки, которые датируются 1923 годом.
 
Moravian Pottery and Tile Works была создана в Дойлстоуне, Пенсильвания в 1898 году Генри Чепменом Мерсером. Мерсер был археологом, антропологом и коллекционером, который заинтересовался керамикой, когда начал собрать коллекцию гончарных инструментов. Он разработал собственный дизайн плиток, многие из которых имеют историческую тематику и изображения ранних пенсильванских переселенцев.

Вторым направлением его деятельности была реконструкция старинных печных изразцов первых колонистов Америки. К слову, эта компания существует до сих пор, хотя, конечно, скорее как туристическая достопримечательность Дойлстоуна. Тем не менее, плитку по-прежнему выпускают, причем, по той же технологии и с теми же формами, что и Генри Мерсер, хотя рецепты глазурей немного изменены на менее токсичные. Там же рядом расположен интереснейший музей Мерсера, в котором представлено огромное количество разнообразной архитектурной керамики и изразцовых печей.

Вообще, американская керамика интересна еще и тем, что создатели компаний всегда были ориентированы не только на искусство, но и на коммерческий успех. И хотя в ремесле с большой долей ручного труда и непростой технологией довольно сложно добиться коммерческого успеха, некоторым мастерским это удавалось.

Жаль только, что керамика ручной работы, оставаясь в веках, тем не менее, сильно подвержена влиянию текущих экономических кризисов. Американские мастерские художественной керамики не стали исключением и в большинстве своем не смогли пережить Великую Депрессию. Однако, современное декоративное искусство США и, в частности, художественная керамика, взяли все лучшее из работ мастеров прошлого, а Arts & Crafts стал большой частью фундамента для американского современного декоративного искусства и дизайна.


















К началу страницы