Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Особенности применения майолики на фасадах

К нам нередко приходят заказчики, которые хотели бы украсить свой фасад майоликой ручной работы. Сейчас этот декор необычайно популярен и мы, честно сказать, очень рады этому обстоятельству, поскольку нет ничего красивее декоративной керамики на фасаде. 

Долгие годы фасадная декоративная керамика была практически не востребована и ограничивалась банальными кирпичными облицовками. А между тем, декоративный потенциал этой керамики необычайно велик. Достаточно сказать, что дома, построенные в конце XIX- начале XX веков, где применялась разнообразная декоративная фасадная керамика, нередко являются объектами культурного наследия и во многом, благодаря именно керамическим панно и рельефному декору привлекают к себе туристов по сей день. Эти дома без сомнения необыкновенно красивы и нередко люди приезжают только для того, чтобы увидеть своими глазами эту необычайную красоту.

Впрочем, нет необходимости лишний раз рассказывать о том, о чем мы много раз писали на нашем сайте и, если вы не видели в живую эту чудесную архитектуру, то вы можете посмотреть на европейскую фасадную керамику в наших статьях: «Керамические панно в архитектуре Европы», «Фасадная керамика Александра Биго», «Архитектурная керамика московского модерна» и многих других...
Так выглядел фасад дома в Борисоглебском переулке, облицованный терракотовой плиткой сразу после монтажа в 2015 году
Так выглядит фасад дома в Борисоглебском переулке три года спустя в 2018 годуПагода с шамотной крышей в саду Дружбы народов на Литейном проспекте в СПбРазрушения шамота на крыше пагоды в саду Дружбы народов в СПб
Шатер Воскресенских ворот московского Кремля, облицованных черепицей из крупнопористой глины
Разрушающийся терракотовый рельеф на храме Серафима Саровского в Федино
Храм Серафима Саровского в Федино. Разрушающаяся старинная терракотовая икона.
Фарфоровые надвратные иконы Соловецкого монастыря без малейших признаков разрушения, сделанные в мастерской Юрия Осинина и установленные в 2004-2007 годах
Терракотовый изразец с водопоглощением около 17 процентов
Фаянсовый изразец с водопоглощением около 15 процентов
Изразец из шамота с водопоглощением около 10 процентов
Фасадное панно, сделанное на базе керамогранитаЖивописное фасадное панно работы мастерской Крея-Керамика на керамограните
В этой статье мы хотели бы рассказать о технологических тонкостях декоративной фасадной керамики, поскольку керамический фасад ручной работы это не просто дорого, это — очень дорого. А раз так, то владельцу дома и заказчику следует знать о ряде существующих проблем и способах их избежать.

На что следует обратить внимание.

Ключевым фактором для любой фасадной керамики является способность черепка декоративной плитки впитывать воду. Этот показатель называется «водопоглощение» и он в прямую влияет на морозостойкость фасадной керамики. 

ГОСТов на декоративную керамику ручной работы не существует, к ней применимы ТУ — технические условия, которые дает сам производитель. При этом на фабричную фасадную плитку существует ГОСТ 13996-93 (плитки керамические фасадные и ковры из них), который говорит нам, что фасадная плитка должна иметь водопоглощение не более 12%. 

На эти цифры можно ориентироваться, хотя с нашей точки зрения и этого много, поскольку напитавшуюся водой керамику при замерзании разрывает с давлением в несколько атмосфер, поэтому идеальным будет водопоглощение, максимально приближенное к нулю. 

Разрушение фасадной керамики.

Основная часть нашей страны расположена в широтах с холодными зимами, когда температуры опускаются существенно ниже 20 градусов. Но самое страшное для глазурованной фасадной керамики даже не морозы. Самое неприятное и приводящее к разрушению декоративной облицовки — это постоянные перепады температур, когда днем идет дождь, а ночью уже минус 10.
 
В глазурованной керамике в этот момент происходят следующие процессы. Сквозь микротрещины в глазури, (а они всегда есть, поскольку глазурь — это стекловидное покрытие, и как всякое стекло, она очень хрупка и реагирует на малейшие отклонения от линейных размеров разрушением на молекулярном уровне, невидимым глазу), вода попадает в тело черепка. Если черепок пористый и способен впитывать воду, то как по губке, вода расходится по всей массе плитки под глазурью. Обратно вода не имеет выхода, а в нашем климате не успевает выветриться через существующие микротрещины в глазури. Поэтому замерзает прямо в черепке и превращаясь в лед, расширяется, разрушая керамику. Зная эти моменты, мы советуем всегда задавать вопрос производителю о водопоглощении черепка. 

Глазурованная фасадная керамика.

Тут требуется внести определенное уточнение. Керамика, не покрытая глазурью, разрушается значительно медленее, поэтому кирпичные дома с открытой кладкой живут столетия — вода как попадает в поры кирпича, так и свободно выветривается из них. Глазурь, как это ни парадоксально звучит, является фактором, ухудшающим долговечность керамики — она пропуская воду, не дает выйти ей обратно. Некоторые не совсем добросовестные производители говорят о том, что мол, они настолько хорошо покрывают глазурью свои плитки, что те не пропускают воду совсем, поэтому, мол, им не страшны морозы. Следует прокомментировать это не соответствующее истине заявление. О качествах глазури мы написали абзацем выше, но хотим еще немного рассказать об этом моменте.

Глазури, применяемые для глазурования сильно-пористого черепка являются низкоплавкими и поэтому мягкими и еще более хрупкими. Только высокотемпературные глазури (от 1200 градусов обжига) являются твердыми и стойкими к атмосферному воздействию, но их невозможно применить на тех глинах, что обжигаются значительно ниже.

Заметим также, что глазурь и глина требуют согласования между собой, поскольку при остывании и нагреве расширяются по разному. И тогда хрупкое стекло (глазурь) покрывается сеткой трещин (кракле или цек). Наверное, все видели чашки в красивой, (а иногда не очень), сетке мелких трещинок — это и есть кракле —  «цек» на профессиональном языке. Следует заметить также, что даже согласованность по термическому расширению глины и глазури не предохраняет черепок от впитывания воды, поскольку глубина вплавления глазури не слишком высока и ограничивается поверхностными порами черепка.

Кроме того, межплиточные швы и обрезку керамики никто не отменял. Поэтому, даже при самом аккуратном монтаже, вода все равно со временем попадет на черепок и он разрушится — не через пять, так через 10-15 лет.

Невозможно косметическими методами и псевдо «ноу-хау» изменить основное физическое свойство применяемой глиняной массы — высокую пористость после обжига. Теоретически возможно изменить ее химический состав, но тогда потребуются другие условия обжига и в итоге крупнопористый черепок превратится в каменную массу, а это полное изменение технологии, влекущее за собой полную замену оборудования мастерской и покупку высокотемпературных печей.

Достаточно упомянуть всем известный фасад отеля Метрополь, сделанный из терракотовой глины, который реставрировался уже несколько раз. Но это памятник архитектуры, его майолики сделаны по эскизам Врубеля в мастерской Саввы Мамонтова в Абрамцево, поэтому его стоит восстанавливать снова и снова. Но зачем допускать такое на собственном фасаде, и, заплатив совсем немало, получить через несколько лет некрасивый облупившийся декор? 

Какую керамику можно применять на фасадах в российском климате.

Так что же делать? Неужели нам так не повезло с климатом, что мы не сможем применять этот прекрасный с декоративной точки зрения материал на своих домах?
Вовсе нет. Нельзя применять для декорирования фасада изразцы из терракотовой глины, из шамота, фаянса и другой пористой керамики. Все это подходит только для южных регионов, где за всю зиму переходов температуры воздуха через нулевую отметку случается один-два или вообще не бывает. Классическая майолика с крупнопористым черепком пришла к нам из южных регионов Италии и Испании, поэтому она пригодна только там, хотя даже там она не живет вечно, в чем вы можете убедиться по фотографиям исторической сицилийской и испанской майолики, а также португальских азулежу.

Если вы все же приобрели облицовку из пористой керамики, то мы настойчиво рекомендуем провести серьезную домонтажную подготовку. Плитки следует сильно пропитать гидрофобными пропитками, типа аква-стопа и только после этого монтировать их на фасад. Тогда шансы, что ваша керамика простоит на фасаде подольше существенно возрастают.

Но надежнее всего для нашего региона подходит только фасадная керамика из каменных масс или фарфора — эти глины имеют крайне высокую плотность спекания, вплоть до полного остеклования и очень низкое водопоглощение, стремящееся к нулю, поэтому не впитывают влагу и как следствие, не разрушаются. Кроме того, на высоких температурах эти глины начинают остекловываться, т.е. переходить в иное химическое состояние, поэтому образуют очень плотную диффузную связь с глазурью, когда происходит смешение материалов на молекулярном уровне. На глазури, которой они покрыты, даже может быть видимое кракле — вода затечет в трещину и остановится, не проходя дальше в черепок. При замерзании она выдавится обратно в эту трещину, не разрушая тело изделия.

Как отличить вид глины.

Теперь немного цифр и фотографий для ориентирования в упомянутых материалах.

Терракота — имеет розовый черепок, водопоглощение от 15 до 20 процентов, морозостойкость не более 30 циклов.

Фаянс — имеет белый гладкий черепок, водопоглощение от 12 до 15 процентов, морозостойкость не более 40 циклов.

Шамот — имеет самые разные цвета черепка, но как правило, при его изготовлении используется беложгущаяся глина, поэтому черепок имеет бледно-желтый цвет с шершавой фактурой, его водопоглощение при обжиге 1250 градусов от 7 до 10 процентов, морозостойкость не более 100 циклов.

Каменные массы — имеют различные цвета черепка, но как правило, белый, бежевый и серый, плотную фактуру, водопоглощение  при обжиге 1200 градусов и выше от 0 до 2%, морозостойкость 150 циклов и более.

Фарфор — бывает разных цветов, но как правило, белый с плотной гладкой поверхностью, его водопоглощение при обжиге 1300 градусов и выше от 0 до 1%, морозостойкость 150 циклов и выше.

Таким образом, для керамического фасада в наших широтах следует выбрать черепок с минимальным водопоглощением и не беспокоиться о плохой погоде, поскольку такая керамика выдержит, без преувеличения, столетия эксплуатации и возможно, в XXII веке на ваш дом тоже приедут любоваться туристы из других стран.

В этой статье вы можете видеть фотографии уличной керамики, сделанной в современных мастерских из различных видов глины спустя несколько лет после монтажа.

Также здесь есть фотографии старинной итальянской и португальской керамики, которая невзирая на теплый климат своих стран, все равно разрушается. 

Стоимость изготовления фасадов из разных материалов.

Конечно, стоимость изготовления фарфоровой облицовки существенно выше любой другой и начинается от 45 тысяч за кв. метр. Рельефы из каменной массы будут подешевле - от 25 тысяч за кв.метр. Но самый недорогой материал для создания живописных фасадных панно, а также гладких разноцветных керамических покрытий — это самый обыкновенный керамогранит, заглазурованный вручную майоликовыми и эффектарными глазурями.

Его стоимость начинается от 11 тысяч за квадратный метр. Водопоглощение керамогранита стремится к нулю, а морозостойкость превышает 200 циклов.

Эта плитка тоже сделана из каменной массы (керамогранит — это маркетинговое название, имеющее своей целью показать крепость плитки и никакого гранита в ее составе нет), только в фабричных условиях, поэтому ручной труд начинается только на стадии декорирования, что и снижает стоимость готового изделия, при полном сохранении декоративной ценности майолики ручной работы.

В своей мастерской мы применяем готовый керамогранит, когда требуется живопись и гладкие разноцветные покрытия или каменную массу, когда нужны рельефные изразцы.


Благодарим за предоставленные фотоматериалы художника-керамиста Юрия Осинина.
Так выглядела сразу после монтажа в 2010 году терракотовая керамика на старообрядческом храме  Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулкеТак выглядит спустя шесть лет, в 2016 году терракотовая керамика на старообрядческом храме  Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке
Терракотовые изразцы на фасаде дома в Борисоглебском переулке в 2015 году
Начало разрушения терракотовых изразцов на фасаде дома в Борисоглебском переулке в 2018 году
Изразцовая облицовка из терракоты с признаками разрушения в Барселоне
Старинное терракотовое панно азулежу в замке таплиеров в Томаре Конвенту-де-Кришту с признаками разрушения керамикиТерракотовые подступеньки в Кальтаджироне, Сицилия, с признаками разрушения керамики
Фарфоровые надвратные иконы Соловецкого монастыря без малейших признаков разрушения, сделанные в мастерской Юрия Осинина и установленные в 2004-2007 годах
Фарфоровые элементы фасадного панно до декорирования глазурями. Мастерская Юрия Осинина
Изразец из каменной массы с водопоглощением менее 2 процентов
Фарфоровые изразцы мастерской Юрия Осинина на храме в Михайловской слободе, установленные в 2010 году
Фарфоровая черепица (лемех) в Михайловской слободе работы мастерской Юрия Осинина, установленная в 2012 году. Фото май 2018 года
Разноцветная майолика для фасада на керамограните

 


К началу страницы