Россия, Химки
ЭЖК Эдем, квартал XVIII, дом 7
+7 495 997-04-14

Художественная мастерская Мурава

Абрамцевский завод Саввы Мамонтова стал вдохновителем для множества художников и с ним связано возникновение нескольких керамических предприятий. В частности, это артель художников-гончаров «Мурава», основанная в 1904 году Алексеем Васильевичем Филлиповым (1882—1956). Артель объединила в своем составе учеников Строгановского училища — художников-прикладников, графиков, скульпторов,  а также гончаров и технологов. Возглавили мастерскую увлеченные керамикой Алексей Филиппов (работавший в свое время в «Абрамцево»), Петр Галкин и Михаил Егоров. Крупнейшим художником мастерской был Сергей Васильевич Малютин (1859-1937), работавший у княгини Тенишевой в усадьбе Талашкино и создавший множество эскизов в характерном «талашкинском» стиле.
Обложка книги А. Филиппова  «Керамика. Глазури восстановительного огня»
Керамические панно доходного дома Перцовых
Керамические декоры доходного дома Перцовых
Особняк В. С. Казаковой на Садовой-спасской улице
Керамический фриз особняка В. С. Казаковой на Садовой-спасской улице
Керамический декор на здании Женского епархиального училища в Лубнах
Керамический декор на здании Женского епархиального училища в Лубнах
Дом Я. М. Филатова на Остоженке.
Декор дома Я. М. Филатова на Остоженке.

Филиппов великолепно знал керамику и ставил перед своими сотрудниками задачу глубокого изучения древнерусской допетровской архитектурной керамики, считая, что изразцы Древней Руси могут стать эталоном при создании архитектурной майолики современными художниками.

Однако, художники «Муравы» не собирались возрождать средневековые технологии, а хотели вернуть глазурованной керамике то значительное место, которое она занимала в архитектуре и быту русского Средневековья. Этим целям служило рекламирование керамики и активное ее пропагандирование.

В 1907 году на основе своих опытов в «Мураве» Алексей Филиппов выпустил книгу «Керамика. Глазури восстановительного огня». Книга стала важным вкладом артели в популяризацию керамики.
Своего рода  импульсом для создания артели стали слова Врубеля о «невозможности воплощения его замыслов за полным отсутствием лиц, обладающих художественным развитием и знанием керамической технологии». Об этом написал журнал «Апполон»: ...«В настоящее время «Мурава» имеет собственную мастерскую, где кроме осуществлений художественных и технических ближайших сотрудников дается возможность работать в керамике всем желающим». 

Как мы уже упоминали в своих статьях, в конце XIX века использование керамики в Европе и в России существенно расширилось, она чаще стала «выходить на улицы», преображая фасады домов и превращаясь из декоративно-прикладного искусства в монументальное. «Мурава» пошла в своих изысканиях дальше «Абрамцево». Художники артели с самого начала обращали внимание на качество глиняного черепка и стойкость глазурей. Экспериментируя они использовали разные глины, в том числе гжельские. Сравнивая с другими производителями, современники отмечали высокое качество керамики артели: «Мурава» идет навстречу всем строителям, ищущим новой красоты в архитектуре — вне архитектурной косметики — штукатурки. Майолика же — вечный материал, дающий богатство и выражение строению. Как много пошлой безвкусицы внесено домами-модерн с заграничными рыночными изразцами, которые летят, не выдерживая наших дождей и морозов... В области художественной керамики «Мурава» почти единственная мастерская, разрешающая двойную трудную задачу: декоративно-красиво и прочно».

К сожалению, осталось не так много домов с керамикой мастерской «Мурава», несмотря на довольно внушительный список выполненных работ, но один из них известен, наверное, всем. Это — Дом Перцовых на Пречистенской набережной, построенный архитектором Н. К. Жуковым по эскизам С. В. Малютина.

Архитектурные эскизы Малютина демонстрировали очень яркую индивидуальную трактовку форм неорусского стиля, основанного на рисунках северных прялок, резных пряничных досок, старинных тканей, вышивок и т.д. Неслучайно завораживающие цветом и древнерусскими формами малютинские акварели высоко оценил Сергей Дягилев: «Отлично помню то впечатление, которое произвели на меня его акварели к пушкинским «Сказкам»... Красота и новизна была совсем обольстительна; акварели казались кусками каких-то дорогих и редких материй и притом, это были работы русского человека, не только знающего и любящего русскую сказку, но и самого вышедшего из какого-то другого мира, ничего общего не имеющего с той космополитичною средою, к которой принадлежит большинство современных и процветающих художников».

В эскизах к дому Перцовых были широко использованы темы, мотивы и детали талашкинских работ художника — отделки Теремка во Фленове, предметов интерьера и архитектурных набросков. Уникальный, единственный в своем роде образ этой постройки со временем стал воплощением Москвы эпохи модерна. В нем удивительно ярко и органично воплотилась утопическая мечта того времени о возрождении живописной и красочной древнерусской архитектуры с ее шатрами и башенками, повалушами, балкончиками и многоцветными изразцами. На облик дома и его интерьеры повлияли живописные и декоративные работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Константина Коровина, других художников и архитекторов неорусского стиля, но повлияли как бы сквозь призму талашкинского опыта самого Сергея Малютина. «Малютин — сказочник», — справедливо заметил  известный художественный критик С. К. Маковский в 1900 году. И это качество с исчерпывающей полнотой воплотилось в облике дома Перцовых.

Все панно в основном состоят из квадратных плиток, однако, им присуща большая рельефность изображений, чем у абрамцевской продукции, а также эффектное сочетание плоскостей, облицованных майоликой, со скульптурно-архитектурными элементами дома. Панно «Муравы» отличаются от абрамцевской плитки большей интенсивностью цвета, его непрозрачностью, рельефностью изображений. Керамика «Муравы», созданная Малютиным стала ярчайшим примером воплощения в русской архитектурной керамике начала XX века образов славянского фольклора и русской сказки.

Дом Перцовых стал достопримечательностью сразу после постройки и в самом деле принес «Мураве» известность и новые заказы. Самым крупным заказом стал доходный дом П.И. Кольцова и В.Ф. Дорошевского в Санкт-Петербурге. Здание было очень близко по своему декору и архитектуре в дому Перцовой, и сходство особенно усилилось, когда в 1909 году верхние части дома были украшены многоцветными майоликовыми панно, выполненными артелью «Мурава». Дом был настолько необычным для Петербурга и обладал настолько ярким и многоцветным фасадом, что получил прозвище «Дом-сказка». К сожалению, дом сильно пострадал в 1942 году от бомбежки и не был восстановлен.

Из других сохранившихся фасадных работ «Муравы» следует отметить керамический фриз особняка В. С. Казаковой на Садовой-спасской улице (к сожалению, закрашенный сейчас масляной краской), керамический декор Женского епархиального училища в Лубнах, изумительную рельефную отделку доходного дома церкви Св. Троицы «что на Грязех» (его еще называют «дом со зверями»), крупный рельефный декор дома Я. М. Филатова на Остоженке.

Произведения мастерской «Мурава» вобрали в себя наиболее заметные тенденции в декоративно-прикладном искусстве русского и неорусского стиля и не были полностью свободны от влияния признанных корифеев (Ваулина, Врубеля и других), однако в лучших произведениях артели эти тенденции были переплавлены в новое выразительное художественное целое. Хотя архитектурных работ «Муравы» сохранилось немного, можно утверждать, что артель была одним из самых крупных художественных керамических предприятий России 1900—1910 годов. В 1918 году было официально заявлено о роспуске артели, а в июле того же года ее члены организовали отдел керамики при Союзе деятелей прикладного искусства и художественной промышленности.

Именно А.В. Филиппов стал преемником и продолжателем деятельности всех художественных керамических мастерских Москвы, занятых архитектурной керамикой, сохранив верность любимому искусству до конца жизни.

Материал написан по книге М. В. Нащокиной «Московская архитектурная керамика».
Доходный дом Перцовых
Керамические декоры доходного дома Перцовых
Керамические декоры доходного дома Перцовых
Эскиз доходного дома П.И. Кольцова и В.Ф. Дорошевского в Санкт-Петербурге
Рельефная отделка доходного дома церкви Св. Троицы «что на Грязех»
Рельефная отделка доходного дома церкви Св. Троицы «что на Грязех»
Здание Женского епархиального училища в Лубнах
Керамический декор на здании Женского епархиального училища в Лубнах
Керамический декор на здании Женского епархиального училища в Лубнах
Декор дома Я. М. Филатова на Остоженке.


К началу страницы